Сангина, соус, уголь: мягкие материалы в графическом рисунке.

Сангина, соус, уголь: мягкие материалы в графическом рисунке.

Графический рисунок ассоциируется в первую очередь с детальными карандашными набросками и портретами, четкими иллюстрациями тушью и капиллярными ручками. Мягкие, сыпучие материалы часто остаются забытыми по завершении основ обучения художественному искусству, а художники-самоучки и вовсе их избегают из-за непривычного поведения и недостатка образцов работ. И напрасно: мягкость угля и спрессованных мелков облегчает работу с тонами в графике, а заточенные угольные карандаши позволяют добиваться максимальной детализации даже на небольшом холсте.

 

Уголь.

Хотя уголь преимущественно используют для набросков и подмалевков, мастера графики выбирают его как основной материал для работ. Альбрехт Дюрер (художник эпохи Возрождения, известный реалистичными портретами и обилием деталей) добивался поразительной реалистичности изображения кожи и волос, возрастной пигментации, фактуры материи и т.д. с помощью совмещения нескольких техник работы с углем.

  • Пресованный уголь в мелках. Используется как для быстрой затушевки большого пространства и графических набросков, так и для «акварельного» рисования. Наждачкой или ножом небольшое количество угольного порошка стирается на керамическую палитру, разводится в воде. Сначала задается общий тон, затем определяются участки абсолютной темноты, прорабатываются тональные переходы.
  • Угольный карандаш. Рисовальный уголь в карандаше удобно брать на пленэры и носить с собой для ежедневных зарисовок. Карандашный уголь различается по жирности: чем жирнее, чем мягче ложится материал, и тем ярче черный цвет. Для мелкой детализации на небольшом холсте рекомендуется более сухой уголь. Также следует помнить, что на жирный уголь другие мягкие материалы не ложатся.

 

Сангина и сепия.

Красно-коричневые оттенки сепии, сангины и других мелков с натуральными пигментами идеально подходят для передачи естественных тонов кожи человека. Этим свойством пользовался Леонардо да Винчи в своих легендарных анатомических рисунках, портретах и автопортретах. Мелки легко заполняют пространство: попробуйте широкоформатные наброски природы и сельской местности и почувствуйте, насколько проще в сравнении с карандашом ложится материал.

  • Сангина. Обладает более тёплым, красновато-терракотовым пигментом.
  • Сепия. Более холодная и тёмная коричневая палитра.

В зависимости от плотности концентрации пигмента и процента воска в составе, мелки и карандаши могут быть темнее или светлее. Эти материалы хорошо смешиваются и переходят друг в друга, их легко растушевывать, а карандаши подходят для детальной проработки рисунка.

 

Соус.

Один из самых мягких материалов в графическом рисунке. Зарубежные художники про него почти не знают, зато он был популярен среди лучших русских живописцев – Репина, Саврасова, Крамского и т.д. Соус практически не поддается сухой растушевке, поэтому проработка деталей через штрихование невозможна.

Выразительность графики, написанной соусом, достигается за счет сочетания «акварельного» и традиционного способа нанесения пигмента. Поверхность рисунка покрывается общим тоном, затем наиболее светлые места высветляются с помощью ластика или клячки. Тёмные участки закрашиваются сухим слоем соуса или углем после полного высыхания подложки. Из-за вязкости материала и невозвожности детальной штриховки соус не выпускают в карандашной оболочке. Хотите попробовать проработку крупных деталей соусом? Заточите мелок до точки перочинным ножом. Сохраните ссыпавшийся пигмент, чтобы использовать для влажного рисования.

 

 

 

Существует 10 основных оттенков соуса. В них входит черно-серая палитра, естественные оттенки желтого и зеленого, коричневые тона, сизый и т.д. Начинающим рекомендуется ограничиться 2-3 темными оттенками: даже небольшого бруска соуса хватит на 1-3 года плодотворной работы, если пользоваться преимущественно жидким способом нанесения пигмента.




Комментарии
Комментарии загружаются. Пожалуйста, подождите...
Читайте также
8 важных принципов масляной живописи.
8 важных принципов масляной живописи.

Масляные краски – отзывчивый и универсальный материал. А освоить не так сложно, как может показаться сначала. Правильное использование цвета...

Основы: как смешивать масляные краски. Законы, техники и трюки
Основы: как смешивать масляные краски. Законы, техники и трюки

Как смешивать краски? Как получить нужный...

Как выбрать мастихин?
Как выбрать мастихин?

Прежде чем приступать к выбору мастихина, давайте определим, для чего он нужен в живописи. Изначально мастихин использовался как художественны...

Как выбрать холст для масляной живописи
Как выбрать холст для масляной живописи

Профессиональные и опытные художники знают, что качество будущей картины будет во многом зависеть не только от того, чем пишется произведение, но и...

Копирование классиков - важный элемент обучения
Копирование классиков - важный элемент обучения

Копирование работ мастеров – очень важный элемент учебы, но при этом связанный с немалым количеством трудностей.

Карандаши итальянские, свинцовые и серебряные
Карандаши итальянские, свинцовые и серебряные

Если заглянуть вглубь истории, то мы увидим, что карандаш, который по сей день используется изобрел великий ученый Никола Конти в 1794 году. После...

Он в коллекцию мою попадать не хочет
Он в коллекцию мою попадать не хочет

«Жук» Иль Кабакова стал самым дорогим когда-либо проданным произведением современного (а также поныне здравствующего) российского худож...

Как нарисовать кота карандашом
Как нарисовать кота карандашом

Подборка лучших видео уроков по теме рисования кота карандашом. Впрочем, будем рисовать не только кота, но и кошек и котят...

Бэнкси: неуловимый арт-террорист
Бэнкси: неуловимый арт-террорист

Флер загадочности – вынужденная мера для уличного художника Бэнкси. Всю жизнь этот англичанин борется с властями за свободу самовыражения, ри...

Не пропустите!

ТОП прошлой недели

Популярные картины прошлой недели!

Победитель конкурса "Картина дня"

Посмотрите, какая картина победила сегодня!

Нравится ли вам оформление этой картины?

Анонимное голосование.
Оцениваем исполнение и подачу: качество фото, наличие посторонних предметов.


Впервые здесь?
Помощь по сайту