Станковая живопись – определение, материалы, жанры и тонкости написания

Станковая живопись – определение, материалы, жанры и тонкости написания

Как гласит древняя легенда - живопись произошла от девушки в древние времена, когда она обвела на стене тень своего любимого мужчины. Что ж, в этой легенде кроется глубокий смысл, ведь начало живописи дало именно потребность в портрете человека. 

 

Портрет, натюрморт, пейзаж, сюжет – это жанры, относящиеся к станковой живописи. А почему именно "станковая живопись"? Все потому, что название происходит от слова “станок”, т.е. это живопись, выполненная на мольберте. 

Кстати, слово мольберт (от "Malbrett") имеет немецкие корни и расшифровывается как “доска для рисования”.

Станковая живопись – это род живописи, независящий от каких-либо объектов и является полностью автономным художеством. Например, есть монументальная живопись, которая привязана к архитектурным строениям. Она подразумевает украшение стен, потолков и других строений. Есть декоративная живопись – роспись стекол, одежды, посуды, мебели и т.д. Но станковая живопись воспринимается как самостоятельная единица. Это словно окно в другую реальность или время.

Самыми известными художниками этой живописи считаются: Пабло Пикассо, Винсент Ван Гог, Иван Айвазовский, Михаил Врубель, Диего Веласкес и другие.

4 основных жанра станковой живописи

Мир живописи огромен! И чтобы это как-то разграничить, начали появляться жанры станковой живописи, которые помогали художникам сориентироваться в своей сфере и обобщить художественные особенности.

Интересно! Когда-то было время, в котором каждый жанр имел свой ранг. Самыми низкими считались жанры пейзаж и портрет, а высшим по рейтингу был сюжетный жанр исторической разновидности. Еще тогда знаменитый Вольтер считал эти установки несправедливыми. Для него все жанры были хороши, не считая скучных.

1. Портрет.

Перед художником этого жанра стоит непростая задача. Чтобы написать портрет человека, нужно иметь опыт и зрелое мастерство. Кажется, что это легко, но портрет должен не просто быть схожим с оригиналом, а и быть живым.

Как говорил Крамской – "написать надобно бы так, словно оно улыбается, не то нет, теперь как губы дрогнули, словом, черт знает что, живой!".

Вспомните, наверняка вы видели портреты, на которых изображен человек с точной схожестью. Но что-то в нем было не так, будто подменили его. Схож, но не похож. Знакомо?

Все потому что нужно не только точно срисовывать формы лица человека, надо еще прочувствовать его внутренний мир, а еще лучше - хорошо знать человека. Вот тогда можно в полной мере передать “живого” человека на холст, что называется – личность. Убедиться в этих словах можно посмотрев на портреты Веласкеса, Серова, Рембрандта или Репина.

2. Пейзаж.

В этом жанре художник передаёт зрителю всю полноту переживаний и эмоций от восприятия природы: морской вид, ландшафты, строения и т.п. Художник не только изображает природу определенного места, а и вкладывает в картину своё мировоззрение, настроение и мысль, связанное с объектом.

Интересно! Если вспомнить знаменитую "Владимирку" И. Левитана, картина сразу же вызывает какое-то чувство скорби, грусти и тяжести. А ведь на картине изображена дорога, по которой арестантов гнали на каторгу в царские времена.

 

Нельзя не упомянуть мастеров советского пейзажа:

  • М. Сарьян;
  • Г. Нисский;
  • С. Герасимов.

3. Сюжет

У сюжетной живописи существует 5 подвидов: исторический, бытовой, мифологический, религиозный и батальный. Сей жанр требует от художника восстановить всю полноту событий – атмосферу, людей, жизненные приоритеты, время, чувства и т.д. Словно живописец возобновляет один, но очень яркий и точный фрагмент из прошлого.

Некоторые картины этого жанра могут восприниматься человеком легко. А другие могут требовать каких-то познаний в области и особого внимания (например, религиозные или мифологические картины).

Исторический и батальный подвиды связаны между собой. Первый подвид живописец изображает так, будто картина - это портал в прошлое, который показывает все проблемы того времени: жизнь, предрассудки и убеждения. Во втором подвиде художник старается передать враждебную атмосферу, военную жизнь, битву за родину, храбрость воинов и патриотизм народа.

Что касается бытового подвида,  тут мастер акцентирует наше внимание на обыденных вещах в повседневной жизни так, что на картине они воспринимаются по-новому и необычно.

С улыбкой вспоминаются персонажи Анатолия Козельского: надо же, столько юмора и фантазии – восхитительно! 

4. Натюрморт.

Это французское слово расшифровывается как «мертвая природа». Живописец этого жанра изображает неодушевленные предметы: еду, интерьер, цветы и т.п. Но это отнюдь не слепое повторение формы и цвета объекта, художник также оставляет на картине свои думы, настроение и переживания.

В своих натюрмортах "Снедь московская. Мясо, дичь" и "Снедь московская. Хлеба" И. Машков передает свое восхищение и ликование от даров природы, а также жизнеутверждающий взгляд и оптимизм, который всегда был свойственен советским людям.

 

Как мастера пишут станковую картину?

Классика станковой живописи – холст, масляные или темперные краски. Иногда используются пастель, акварельные краски, гуашь и даже тушь (на дальнем Востоке). Ну и никуда без старого, доброго мольберта. Уже прошли столетия, а это все тот же трех- или четырехногий инструмент.

Кстати, знали ли вы, что в прошлые века в качестве основы для станковой живописи использовали дерево? На Западе художники брали рисовую бумагу, шелк и пергамент. Но сейчас, конечно же, это проклеенный и прогрунтованный холст.

Так сложилось исторически, что чаще всего картину пишут маслом. Краски долго сохраняют яркость и свой цвет.

Не реже используют и темперные краски. Они отличаются равномерной просушкой и не дают трещин (кракелюр), как это может случаться с некоторыми масляными красками. Темпера – это строгая и жесткая техника. Например, для перехода тонов живописец накладывает один слой на другой, а объем выявляется путем изменения тона пигмента либо штриховкой.

В заключение

Опытный мастер не сразу берет кисть и начинает творить шедевры! Сначала художник начинает с эскиза, потом занимается контурами обстановки, формами предметов и построением будущей картины (композицией).

Когда это готово, художник приступает к изучению людей, обстановки, нужных поз, света, психологического настроя и т.д. Все это дает художнику сложить готовую картину в голове, уже после чего, он начинает писать. Только так картина получается живой и становится объектом нашего восхищения.

P.S. Пара слов об обучении станковой живописи.

В России обучение станковой живописи проводится в художественном училище имени Г.К.Вагнера (Рязань), в институте имени В. Сурикова (Москва) и в институте имени Е. Репина (Петербург).




Комментарии
Комментарии загружаются. Пожалуйста, подождите...
Читайте также
Красавицы и «красавицы» Серова: часть 1.
Красавицы и «красавицы» Серова: часть 1.

Привилегиями известности для художника являются не только высокие гонорары и бесчисленные обращения заказчиков, среди которых можно выбирать, но вр...

Нереальный гиперреализм
Нереальный гиперреализм

У каждого состоявшегося творца есть своя особая, излюбленная тема, которая становится его визитной карточкой. 

Громкая слава или бесславный конец?..
Громкая слава или бесславный конец?..

Обычно имена авторов подделок неизвестны широкой публике, ведь если такой мошенник спрятался хорошо, то мы о нем никогда не узнаем, а если плохо &n...

Матисс вверх тормашками или ничего вы не понимаете в искусстве.
Матисс вверх тормашками или ничего вы не понимаете в искусстве.

Картина уже успела провисеть 47 дней и порадова...

Как фотография изменила живопись (и наоборот). Часть 1.
Как фотография изменила живопись (и наоборот). Часть 1.

Мы уже не раз упоминали о мощном влиянии фотографии на искусство живописи, и сегодня решили остановиться на этом подробно. Что же было до, и как ст...

Рисуйте то, что хотите увидеть
Рисуйте то, что хотите увидеть

Остин Клеон за последние годы стал одним из самых читаемых экспертов в области творческой самопрезентации. Клеон много пишет о секретах мастерства...

Как производятся акварельные краски.
Как производятся акварельные краски.

Представьте себе Судан. Полупустынный регион на северо-востоке Африки с самым суровым в мире климатом. Там бушуют песчаные бури...

Мир Эндрю. Часть 2.
Мир Эндрю. Часть 2.

Малая часть критиков иногда совершала попытки «примирить» Уайета с «основной волной» модернизма.

Для чего рисуют художники?
Для чего рисуют художники?

Мы шли по улице, где бравый художник рисовал быстрые картины с помощью аэрозольных акриловых красок. "Художники не ри...

Не пропустите!

ТОП прошлой недели

Популярные картины прошлой недели!

Победитель конкурса "Картина дня"

Посмотрите, какая картина победила сегодня!

Нравится ли вам оформление этой картины?

Анонимное голосование.
Оцениваем исполнение и подачу: качество фото, наличие посторонних предметов.


Впервые здесь?
Помощь по сайту