В последнее время в мире искусства стало модно любое творческое заимствование называть плагиатом, а то и кражей. Хотя «кража» может относиться только к воровству физического объекта: картины, скульптуры, на крайний случай цифрового носителя с файлами. «Кража» – это серьезное нарушение закона, за которым следует уголовное преследование. И какие бы сильные эмоции не обуревали художника, чью работу скопировали и выдали за свою – все же настоящей кражей это назвать нельзя.
Что касается плагиата, то теоретически он подпадает под закон об авторских правах, но доказать что-либо в этой области довольно затруднительно. Кроме того, несмотря на незаконность, плагиат все-таки не является уголовным преступлением.
Разумеется, немалое число недобросовестных художников «внаглую» присваивают себе результаты чужого труда. Но, с другой стороны, есть много путей заимствования, в которых нет ничего плохого, и к которым прибегают самые выдающиеся мастера.
Само слово «копирование» в творческой среде вызывает немало возмущения, но не любое копирование является чем-то плохим. Например, копирование в учебных целях для улучшения техники, понимания процесса работы более опытных художников – необходимая часть учебы. Да и использование чужого изображения в качестве референса при указании источника не должно вызывать вопросов.
Самое обидное
Что обычно вызывает бурю негодования у арт-общественности – это «обводка» или «обрисовка» оригинальной работы. Хотя и этот метод некоторыми специалистами считается нужным и помогающим улучшить собственную технику, главное – не присваивать авторство.
В то же время некоторых странах не карается даже прямая продажа копии безо всяких подписей – копиист ведь не выдает работу за оригинал, значит, все в порядке. Нередко обвинения сыпятся на художников и за чрезмерное использование фото референса, но если фото принадлежит самому автору, накал страстей тут же снижается, даже если художник это фото начисто обвел. А вот к фотореалистам никак не придраться, ведь утрированное копирование – зачастую и есть цель их творчества.
Нередко художники обвиняют друг друга в краже идей. Правда, такие случаи закон и вовсе не рассматривает, поскольку законодательную базу под такую «кражу» не подведешь.
Легальный плагиат
Еще одной стороной вопроса является так называемый «фан-арт» - работа поклонников по мотивам какого-либо произведения (книги, кинофильма, комикса и т.д.) с использованием оригинальных персонажей. Такие работы вызывают неоднозначную реакцию у правообладателей: кто-то принимает такое выражение любви восторженно, а кто-то – с неприязнью к «извращению канона». Как бы то ни было, это новое веяние за последние годы достигло невероятных масштабов, армии фанартщиков растут, и остановить это едва ли возможно. Кое-кто умудряется даже продавать свои работы, и это уже уж точно является нарушением авторских прав.
Подводя итоги, отметим, что копирование в творческой среде является неизбежностью и мало поддается контролю. Лишь «подделка» под известных мастеров может иметь для недобросовестного копировальщика более-менее серьезные последствия, а в остальных случаяхсамое «страшное», что его может ждать – осуждение коллег по цеху. Такого рода скандалы с разоблачениями в эпоху интернета стали нередки, и злостный нарушитель «кодекса чести» по крайней мере теряет репутацию. Мы же лишь надеемся, что в наших рядах не затесалось подобных персонажей, и все ваше копирование открыто и идет лишь на благо.