Для чего делают копии?
Не секрет, что ученики в художественных учебных заведениях в обязательном порядке создают копии картин старых, признанных мастеров. Для чего это нужно? Чтобы «набить руку». Изучить техники, увидеть, как лежат мазки, как создаётся композиция, как смешиваются цвета. Таким образом ученик перенимает опыт профессионала, изучает его. Копирование в этом случае — один из способов обучения. Но обучение заканчивается, но копирование — нет.
Случается так, что вас зацепила идея или какой-то элемент чужой картины. Или фотография. Или картинка с мастер-класса. Или вам что-то не даётся, и проще срисовать. Или клиент хочет «Вечерний город» нашего современника Леонида Афремова или «Ирисы» Ван Гога, но у него нет миллионов долларов, чтобы выкупить оригинал (который и выкупить-то не так просто). Что же делать?
Что такое авторские права?
Немного юридической информации. Человек, создавший что-либо своим интеллектуальным или творческим трудом (книгу, картину, фильм, скульптуру, чертеж, карту, базу данных, компьютерную программу, рекламу и т.д.), имеет исключительное право на данное произведение.
Никто больше не имеет права без четкого, документированного согласования с создателем использовать эти произведения:
- воспроизводить,
- копировать,
- публиковать,
- получать прибыль с этого продукта.
К картинам, ставшим объектами народного достояния, это не относится. Если автор умер более 70 лет назад, то его произведение открыто для использования всеми. Но это не говорит о том, что вы можете делать точные копии, не указывая имени автора!
Авторские права нарушить проще всего, учитывая, как развито в нашей стране пиратство: скачать музыку, книгу или фильм с торрента проще простого, имея навыки работы с компьютером. Но это не значит, что нельзя попасться. В некоторых случаях нарушение авторского права грозит нарушителю уплатой компенсации в сумме от 10 тысяч до 5 млн. рублей за каждый факт нарушения и уголовной ответственностью.
Одним из самых громких скандалов, связанных с плагиатом является судебный процесс между известным и одним из самых дорогих художников современности Джеффом Кунсом и Франком Давидовичем — креативным директором компании Naf Naf. Давидович утверждал, что для своей скульптуры Кунс украл идею его рекламой кампании 1985 года и даже назвал точно так же — Fait d’Hiver. Суд признал виновным не только художника, но и музей Помпиду, где выставлялась эта скульптура. Ущерб был оценён в 135 тысяч евро. Весомо, не правда ли?
Так делать или не делать?
В целях ученических конечно делать! Но не забываем писать с натуры.
Если пишем на заказ или на продажу, то обезопасить себя можно следующим образом:
1. Копирование известных картин. Подписывая название у картины или размещая о ней информацию в интернете, обязательно ссылаемся на художника. Пример: «Синие цветы». Вольная копия картины Ван Гога». Или: «Влюблённые» По мотивам работ художника Л. Афремова».
Если художник современный и ныне живущий — лучше отправить клиента к нему. Так проще, честнее и не всегда так дорого, как кажется.
2. Меняйте цветовую гамму. Не копируйте подчистую. Меняйте блондинку на брюнетку, осенний лес на летний лес, добавляйте другие оттенки в небо, с абстракцией ещё проще — купание красного коня меняем на купание синего коня. Ставить «по мотивам» не забываем.
2. Копируйте только часть картины. 30% и менее. Берёза на переднем плане, закат на заднике, стадо диких коней где-то вдалеке, скопированные из чужих работ в свою, авторскую, не грозят вам тюремным сроком. Скорее всего, этого даже никто не заметит.
3. Добавляйте своё. Почти то же самое, что было описано выше, только «наизнанку». Если вы берёте за основу картину Шишкина — убирайте медведей, ставьте косулю, переставляйте местами деревья. К вам практически невозможно придраться.
4. «Чудовище Франкенштейна». Берите несколько картин и сопоставляйте разные их части друг с другом. Распечатайте и вырежьте нужные куски — это поможет составить композицию. Таким образом к вам придёт понимание, как выстраивать сюжет, и вы сможете в будущем брать их из головы.
5. Используйте стоки. Порой удобно писать картину или элементы картины по фото, но закон об авторских правах распространяются и на фотографии. Зайдите на бесплатные файлообменники. Там много хорошего материала.
6. Договаривайтесь с клиентом. Он никогда и никому не должен говорить, что эта картина оригинал, даже если это точная копия. Это прямой путь к разбирательствам.
Помните, что авторские права на картину вашего исполнения принадлежат только вам, если вы не подписали соответствующий договор о передаче их другому лицу.
В целом, копировать не так страшно, как привыкнуть к этому. Не стоит превращаться в ремесленника, развивайте творческое видение, подтягивайте технику и делайте своё.