Романтизм в русской живописи 19-20 века

Романтизм в русской живописи 19-20 века

С начала 19 века на территории России наблюдался культурный и духовный подъем. Страна шла вровень с другими странами, а подчас опережала их в культурных достижениях. Основными культурными центрами стали города. Этот период считается золотым веком живописи, в том числе отмечались проявления романтизма в живописи 19, 20 века в России. В основном характерны для творчества были реализм и романтизм, хотя официально признавался классицизм, Академия художеств препятствовала свободному творчеству. Поощрялись мифологические или библейские тематики, однако этого для молодых и одаренных русских художников было недостаточно, поэтому часто они писали портреты.

В живописи удалось воплотить романтические идеалы, отразить период национального подъема, в романтизме художники нашли возможность показать неповторимость окружающего мира. Далее от портретных и пейзажных работ романтизм распространился на другие направления, спровоцировал рождение бытового жанра. За историческими тематиками скрывались романтические темы и идеи. Романтизм позволил проявить многое: сильные страсти, духовность и творческие порывы, прошлое идеализировалось, природа создавалась одухотворенной. Больше всего романтизм проявился в изобразительном искусстве, огромный вклад в жанр русской живописи сделали А. Иванов, В. Тропинина, О. Кипренский, К. Брюллов, и многие другие художники. 

 

Романтизм в русской живописи

 

Кипренский Орест Адамович

Художник оставил заметный след в Романтическом направлении живописи, писал портреты и другие работы. Он прекрасно справлялся с историческим направлением, академическими стандартами, но талант раскрыл в портретах, где проявилась его непринужденность и естественность передачи. Постепенное его возможности к отражению светового настроения, драмы, выразительности только улучшились – полотна наполнились жизнью и эмоциями. Кипренский умел добиться непринужденности даже в строгом парадном портрете, в том числе художник нарисовал романтический портрет Пушкина А. С. В творчестве присутствует немало бытовых типажей, а к зрелым годам он больше тянулся к написанию несколько волшебных работ. Отражалось предназначение России и аллегорическое видение истории Европы.

Некоторые работы художника пропали либо не были закончены, зато его творчество отразилось в творчестве А. А. Иванова и К. П. Брюллова.

Реалистичность и романтизм в работах В. А. Тропинина

Немалую толику романтизма в русскую живопись внес Тропинин. Изначально он придерживался сдержанной красочной гаммы, делая моделей центром образа. Уже позже он научился добиваться большей скульптурности, улучшил передачу объема, а самое главное – он начал передавать подвижность стихии жизни со всей ее романтичностью. При этом герои портрета стали только частью работы. Были написаны несколько портретов А. С. Пушкина, один в мечтательном образе, словно поэт прислушивается к музе. Другая работа противоположна, Пушкин показан не очень счастливым, но умудренным опытом. Тропинин удивительно передавал домашнюю обстановку – от нее словно веет уютом, в работах много простых и духовно богатых лиц. В том числе это обычные люди, не относящиеся к высшему сословию.

Идейные образы Карла Брюллова

Художник выполнил немало интересных работ, в том числе его вдохновили печальные события Помпеи, он сам побывал в зоне раскопок античного города. Результатом стало полотно «Последний день Помпеи», попасть на территорию России оно смогло только через 3 года. Брюллов отразил самоотверженность и мужество, которые могли показать люди перед лицом столь страшной катастрофы, им были выбраны удивительные краски. Художник умел увидеть красоту и передавать все от солнечного луча на свежей зелени до совершенства обнаженного тела. Из-под его кисти выходили интимные и парадные портреты, исторические события.

Бытовой романтизм работ А. Г. Венецианова

Объединение бытового жанра и романтизма в русской живописи 19 века наглядно заметно в картинах Венецианова. Основой сюжетов художника стали крестьяне, при этом во всех изображениях можно отметить склонность к приукрашиванию, идеализации, сентиментальности. Он отлично показывал человеческие достоинства, благородство обычных людей, изображая их за работой и не подразделяя с учетом социального положения.

 

Сатира, быт и романтизм творчества П. А. Федотова

Полотна живописца разоблачают скрытые тайны «сливок» общества, их мораль и наполнены сатирическим высмеиванием. Уже в начале карьеры художник обращался к сатирическим зарисовкам. Именно в этом стиле созданы многие картины, например «Вдовушка» или «Сватовство майора».

Марины И. К. Айвазовского

Многие считают, что работы Айвазовского – отражение красоты стихии в реалистичном стиле, на самом деле в каждой из них есть влияние романтизма. Художник великолепно передавал морские волны, красоту кораблей, воздуха, различные погодные явления. Он не относился к реалистам, а большую часть полотен писал не с натуры, а по наброскам и памяти, поэтому нередко грешил против достоверности. Работы были хороши с технической стороны, но за отсутствие соответствия реальности его часто порицали.

Сложился романтический стиль с учетом влияния окружающей обстановки, рассмотреть романтический стиль в работах можно за счет характерных визуально-смысловых компонентов. Среди таких идей – бунтующий и волнующийся океан, который готов поглотить человека. Ведь насколько ничтожен человек по сравнению с океаном и стихией. Такой прием заметен не только за счет моря, но и окружающей природы или гор.

С. Ф. Щедрин – работа с натуры

Также романтизм и сентиментализм в русской живописи представляют работы Щедрина. Художник отходил от канонов, уделяя внимание живости передаче. Больше всего он рисовал природу, стремясь к естественности и отстраняясь от условности в цветах и четкости деления пространства. Ценил живописец скалистую местность, в частности скалистые бухты, природную красоту. Позже в его творчестве появились более мрачные силуэты, тревожность, выраженная слабым лунным освещением.

Идейная живопись А. И. Иванова

Хотя художник придерживался академического построения, патриотичности, гражданственности, в его работах заметно влияние романтизма. С его работ на зрителя смотрят величественные соборы, замки, важные для страны здания. Также он уделял время написанию реальных событий из истории.

 

В период 19-20 веков романтизм в России уверенно развивался и откладывал свой отпечаток на творчество художников. Отмечался взлет искусства, многим русским рисовальщикам удалось добиться высочайшего уровня мастерства и встать на один уровень с наиболее прославленными европейскими художниками.

Основными темами жанра было: обличение проблем крепостничества, идеи пробуждения души, при написании портретов стремились показать особенности души, чувства. Появилось много исторических картин, пейзажей, изображений обычного народа, представителей отдельных профессий, писали детские портреты. Художники стремились показать красоту родной природы с лучшей стороны, рисуя пейзажи и активно используя крестьянскую тему.




Комментарии
Комментарии загружаются. Пожалуйста, подождите...
Нравится ли вам оформление этой картины?

Анонимное голосование.
Оцениваем исполнение и подачу: качество фото, наличие посторонних предметов.


Впервые здесь?
Помощь по сайту

× Закрыть