Давно не слышали о Леонардо Да Винчи? Целую неделю?! Не может быть! Спешим восполнить пробел новой заметкой о творчестве великого мастера.
Леонардо обладал удивительной тягой к изучению всего на свете, и благодаря этому свойству собрал и создал немыслимое количество ценнейшего материала, по которому теперь учится уже которое поколение потомков.
Сегодня расскажем о его рисунке под названием «Изучение рук», датированном 1474-м годом.
Прекрасный рисунок, изображающий три человеческих кисти, служит примером того, с каким пристальным вниманием и даже упоением Леонардо относился к анатомической точности и верной передаче светотени.
В нижней части одна рука обхватывает другую, менее проработанную, и создается впечатление, будто руки лежат на коленях. Еле намеченная рука – будто «призрак» той, что находится наверху, и держит какую-то веточку – контуры больших пальцев почти идентичны.
Две проработанные руки густо заштрихованы и подсвечены белым мелком. Объем передан так реалистично, что кисти будто выступают с листа.
Абсолютно все, от мышц пальцев до морщинок вокруг суставов, проработано с особым тщанием. Даже набрасывая конуры «призрачной» руки, Леонардо рисует ловко и уверенно. В каждой детали заметно стремление показать человеческие формы как можно точнее.
Хотя изучение анатомии и препарирование Да Винчи начал позже, в 1489 году, уже по этому рисунку видно, что самый живой интерес к этому предмету уже тогда рвался наружу. Похоже, Леонардо зарисовывал все идеи, как только они приходили ему в голову: так и здесь в верхнем левом углу мы видим легкий набросок лица пожилого мужчины, чьи черты, мимоходом увиденные и чем-то его поразившие, Леонардо поспешил зарисовать.
Многие исследователи полагают, что этот рисунок является подготовительным к портрету Джиневры де Бенчи, который до наших дней дошел обрезанным почти до середины. В Национальной Галерее Вашингтона, где находится портрет, даже сделали коллаж, иллюстрирующий эту гипотезу.
Большая часть статьи – вольный перевод с английского.