Художественная техника гризайль в истории мирового искусства

Художественная техника гризайль в истории мирового искусства

История возникновения. Западные школы

Истоки гризайли лежат в раннем Средневековье. Художники-иконописцы часто использовали приемы монохромного изображения из-за скудной цветовой палитры и строгих религиозных канонов

 

Пик ее популярности в Эпоху Возрождения пришелся на XIV век. Скульпторы в подготовительных эскизах к работам использовали светотень, чтобы передать ощущение рельефа на плоскости. Одним из первых, кто применил этот прием в живописи, был французский скульптор и художник Андре Бове.

 

Монохромные изображения встречаются в таких памятниках искусства, как резные обрамления «Псалтыря» Жана Беррийского, роспись на алтарном покрывале «Нарбоннская пелена», миниатюры в рукописном «Часослове» Жанны д'Эврё (авторства Жана Пюселя).

 

полное изображение «Нарбоннской пелены», Париж, Лувр.

 

Македонская икона Иоанна Крестителя.

 

 Однотонные элементы также есть в знаменитом «Алтаре Геллера» («Алтаре Вознесения Марии»), выполненном в начале XVI века немецкими мастерами Альбрехтом Дюрером и Маттиасом Грюневальдом.

Отличительной чертой работ голландской школы являлся свет, словно струящийся с полотен Яна ван Эйка, Яна Вермеера, Рембрандта. Он передается скупой палитрой неярких камерных красок.

 

 

«Поклонение волхвов», Рембрандт, 1632

 

Гризайль использовалась в мастерских художников для граверных эскизов, написания глубоких портретных фонов, складок одежды и драпировки.

 

 

«Портрет Мартина Риккарта», Антонис ван Дейк, 30-е г XVII века

 

Иероним Босх использовал монохромность для создания дополнительного эмоционального эффекта. В некоторых его картинах на преобладающем «сером» фоне тревожно взблескивают яркие пятна контрастных цветов.

 

«Взятие Христа под стражу», часть триптиха "Искушение Святого Антония", Иероним Босх

 

Утонченная и выверенная до малейших деталей школа китайской каллиграфии опиралась на единство графики и живописи.

Классическими примерами восточного минимализма были картины, написанные тушью на шелке, бамбуковых пластинах или тонкой рисовой бумаге.

В отличие от монументальных масляных картин Ренессанса, дошедшие до нашего времени китайские произведения искусства поражают своей хрупкостью и эфемерностью.

 

«Знатная дама с драконом и фениксом», автор неизвестен

 

В Японии существовал стиль монохромной живописи – суми-э. В его основу лег огромный пласт жизненной философии японского народа. Основными инструментами были кисти, тушь и бумажные свитки.

Мастера добивались акварельной размытости, воздушности и легкости, часто используя всего лишь один цвет – черный.

 

 

«Утки в пруду с лотосами», Товарая Сотацу

 

Художникам не требовались мастерские и различные приспособления для создания шедевров: весь их скарб умещался в заплечном мешке. Поэтому «дорожные зарисовки» были популярной темой для большинства картин.

 

 

«Созерцание водопада», Гэйами, 1478г.

 

Часто рисунок и текст дополняли друг друга, создавая неповторимое творческое единство слова и изображения.

 

  

«Чтение в бамбуковой хижине», Сюбун

 

Искусство XIX – ХХ веков.

В викторианскую эпоху многие художники использовали элементы гризайли для иллюстрирования книг. Волшебные сюжеты ничуть не теряли в красочности и объемности, приобретая «потусторонние» черты.

 

 

Э. Дюлак, «1001 ночь»

 

Такие признанные мастера сказочной викторианской живописи, как Артур Рэкхем, Эдмунд Дюлак и Генри Джастис Форд, кроме стандартной сепии добавили в гризайль вариации голубого, зеленого и сиреневого цветов.

 

А. Рэкхем, иллюстрация

Позже идея монохрома легла в создание знаменитого полотна «Герника», написанного в 1937 году. Переосмыслив художественную подачу Босха, Пикассо в своем непередаваемом стиле показал ужасы испанской революции и гражданской войны.

 

 

«Герника», П.Пикассо

 

Мало кто знает, но у знаменитого американского иллюстратора Нормана Роквелла также есть работы, выполненные в технике гризайль. Его живые сюжетные картины, несмотря на однотонную гамму, полностью передают игру света и тени и больше всего напоминают фотографии.

 

 

«Проныра Финнеган», Н.Роквелл, 1916

 

Светопись как элемент обучения.

Постепенно гризайль вошла в основы обучения живописному мастерству. Она необходима, чтобы освоить передачу формы, объема, передать глубину изображения, уловить рассеянный свет. Чаще всего для учебных рисунков используется акварель или тушь.

Профессиональные современные художники в своих работах часто используют данную технику, переосмысливая творческое наследие как западной, так и восточной культур.




Комментарии
Комментарии загружаются. Пожалуйста, подождите...
Читайте также
Что общего между наукой и искусством?
Что общего между наукой и искусством?

Кто-то, наморщив лоб, ответит, что и то, и другое – изобретение человеческого разума, но по сути – совершенно несвязанные явления. Но э...

Секреты красивого штриха
Секреты красивого штриха

Как научиться красиво штриховать? Главным образом – при помощи регулярных и упорных тренировок. Есть некоторые приемы, которые помогут достич...

Как заблудиться в трех медведях
Как заблудиться в трех медведях

Всему Советскому Союзу хорошо была известна картина Шишкина «Три медведя». Еще бы – именно ее репродукция была размещена на всеми...

Мир Яцека Йерки
Мир Яцека Йерки

О детстве художник отзывается так: «Мне кажется, 50-ые были этаким Золотым Веком. Это счастливые годы моего детства, наполненные волшебством...

Городской пейзаж: история и развитие жанра
Городской пейзаж: история и развитие жанра

Городской пейзаж - это один из наиболее самобытных и увлекательных жанров живописи. Он немного выходит за привычные нам рамки такого понятия как "п...

Копирование картин. Приёмы, советы, способы рисования.
Копирование картин. Приёмы, советы, способы рисования.

«Всё было придумано до нас» — фраза популярная, особенно если дело касается искусства и творчества. Нельзя заново изобрести краск...

Что художник должен знать о цвете и смешивании красок? Часть 2.
Что художник должен знать о цвете и смешивании красок? Часть 2.

Смешивание обладает несомненным преимуществом в...

Полароид Рембрандта
Полароид Рембрандта

Ни один художник не написал так много автопортретов, как Рембрандт. С первых дней учебы до самой своей смерти живописец позировал сам себе перед зе...

Что такое тон и почему он так важен в живописи? Часть 1.
Что такое тон и почему он так важен в живописи? Часть 1.

Многим кажется, что тон – это сам цвет или его оттенок. На самом деле, все проще: тон определяет то, насколько цвет темный или светлый. ...

Не пропустите!

ТОП прошлой недели

Популярные картины прошлой недели!

Победитель конкурса "Картина дня"

Посмотрите, какая картина победила сегодня!

Нравится ли вам оформление этой картины?

Анонимное голосование.
Оцениваем исполнение и подачу: качество фото, наличие посторонних предметов.


Впервые здесь?
Помощь по сайту