История возникновения. Западные школы
Истоки гризайли лежат в раннем Средневековье. Художники-иконописцы часто использовали приемы монохромного изображения из-за скудной цветовой палитры и строгих религиозных канонов
Пик ее популярности в Эпоху Возрождения пришелся на XIV век. Скульпторы в подготовительных эскизах к работам использовали светотень, чтобы передать ощущение рельефа на плоскости. Одним из первых, кто применил этот прием в живописи, был французский скульптор и художник Андре Бове.
Монохромные изображения встречаются в таких памятниках искусства, как резные обрамления «Псалтыря» Жана Беррийского, роспись на алтарном покрывале «Нарбоннская пелена», миниатюры в рукописном «Часослове» Жанны д'Эврё (авторства Жана Пюселя).
полное изображение «Нарбоннской пелены», Париж, Лувр.
Македонская икона Иоанна Крестителя.
Однотонные элементы также есть в знаменитом «Алтаре Геллера» («Алтаре Вознесения Марии»), выполненном в начале XVI века немецкими мастерами Альбрехтом Дюрером и Маттиасом Грюневальдом.
Отличительной чертой работ голландской школы являлся свет, словно струящийся с полотен Яна ван Эйка, Яна Вермеера, Рембрандта. Он передается скупой палитрой неярких камерных красок.
«Поклонение волхвов», Рембрандт, 1632
Гризайль использовалась в мастерских художников для граверных эскизов, написания глубоких портретных фонов, складок одежды и драпировки.
«Портрет Мартина Риккарта», Антонис ван Дейк, 30-е г XVII века
Иероним Босх использовал монохромность для создания дополнительного эмоционального эффекта. В некоторых его картинах на преобладающем «сером» фоне тревожно взблескивают яркие пятна контрастных цветов.
«Взятие Христа под стражу», часть триптиха "Искушение Святого Антония", Иероним Босх
Утонченная и выверенная до малейших деталей школа китайской каллиграфии опиралась на единство графики и живописи.
Классическими примерами восточного минимализма были картины, написанные тушью на шелке, бамбуковых пластинах или тонкой рисовой бумаге.
В отличие от монументальных масляных картин Ренессанса, дошедшие до нашего времени китайские произведения искусства поражают своей хрупкостью и эфемерностью.
«Знатная дама с драконом и фениксом», автор неизвестен
В Японии существовал стиль монохромной живописи – суми-э. В его основу лег огромный пласт жизненной философии японского народа. Основными инструментами были кисти, тушь и бумажные свитки.
Мастера добивались акварельной размытости, воздушности и легкости, часто используя всего лишь один цвет – черный.
«Утки в пруду с лотосами», Товарая Сотацу
Художникам не требовались мастерские и различные приспособления для создания шедевров: весь их скарб умещался в заплечном мешке. Поэтому «дорожные зарисовки» были популярной темой для большинства картин.
«Созерцание водопада», Гэйами, 1478г.
Часто рисунок и текст дополняли друг друга, создавая неповторимое творческое единство слова и изображения.
«Чтение в бамбуковой хижине», Сюбун
Искусство XIX – ХХ веков.
В викторианскую эпоху многие художники использовали элементы гризайли для иллюстрирования книг. Волшебные сюжеты ничуть не теряли в красочности и объемности, приобретая «потусторонние» черты.
Э. Дюлак, «1001 ночь»
Такие признанные мастера сказочной викторианской живописи, как Артур Рэкхем, Эдмунд Дюлак и Генри Джастис Форд, кроме стандартной сепии добавили в гризайль вариации голубого, зеленого и сиреневого цветов.
А. Рэкхем, иллюстрация
Позже идея монохрома легла в создание знаменитого полотна «Герника», написанного в 1937 году. Переосмыслив художественную подачу Босха, Пикассо в своем непередаваемом стиле показал ужасы испанской революции и гражданской войны.
«Герника», П.Пикассо
Мало кто знает, но у знаменитого американского иллюстратора Нормана Роквелла также есть работы, выполненные в технике гризайль. Его живые сюжетные картины, несмотря на однотонную гамму, полностью передают игру света и тени и больше всего напоминают фотографии.
«Проныра Финнеган», Н.Роквелл, 1916
Светопись как элемент обучения.
Постепенно гризайль вошла в основы обучения живописному мастерству. Она необходима, чтобы освоить передачу формы, объема, передать глубину изображения, уловить рассеянный свет. Чаще всего для учебных рисунков используется акварель или тушь.
Профессиональные современные художники в своих работах часто используют данную технику, переосмысливая творческое наследие как западной, так и восточной культур.