Самураи и живопись

Самураи и живопись

Известно, что сословие самураев в Японии появилось на рубеже VII – VIII веков н.э. Само слово самурай, означает служивый –аналог русскому слову дружинник.

Кто такие самураи?

Самураями – вооруженными слугами, становились крестьяне, члены семей низшей или средней аристократии. Плата была простой –жилище и еда. Взамен, требовалось готовность выполнить воинский долг, при необходимости умереть за своего господина. Постепенно, количество самураев увеличивалось, и это были абсолютно профессиональные воины, передававшие воинские традиции наследственным путем.

С увеличением численности войск, накапливании сил и мощи, в Японии начала ослабевать центральная власть, и во второй половине XV века междоусобицы феодалов по перераспределению земель переросли в гражданскую войну (1467 –1586 гг.), известную как «Эпоха воюющих провинций». Это был период формирования боевой техники как искусства со своими школами и концепциями ведения боя, время притока в ряды самураев крестьян, появления ниндзя –потомственных шпионов. Именно в этот период, в Японии было построено большинство феодальных замков.

 

 

Таетоми Хидзаеси, объединивший в 1591 году раздробленные феодальные владения в единое государство, даровал самураям ряд привилегий. Одна из которых – право ношения двух мечей и было сказано: «Все воины, как предводители, так и солдаты, имеют у себя на поясе два меча. В старину эти мечи называли «длинный меч» и «короткий меч». В наши дни их называют «меч» и «меч-спутник». Скажем лишь, что в наших краях по некоторым причинам принято, чтобы все воины носили на поясе два меча. Таков Путь воина…». Вторая - возможность зарубить любого простолюдина на месте при неуважительном отношении.

 

Таетоми Хидзаеси


Период сегуната Токугава это период мира и период невостребованности самураев. Но именно в этот период начинают возникать школы боевых искусств имеющие четкое очертание. После гражданской войны 1866 -1869 годов и реставрации династии Мэйдзи с введением публичного ношения меча и комплектовании армии на призывной основе, самураи – как привилегированный класс, был уничтожен.

 

Токугав (1603 -1868)

Что общего между самураем и художником?

Так какая же роль самураев в изобразительном искусстве?

Откровенно говоря, когда мы говорим о самураях (воинах, философах, поэтах и художниках), на память (из всей плеяды воинов) приходит имя только Миямото Мусаси (1584 – 1645 гг.), мастера дзюдзюцу и фехтования – хотя он себя таковым не считал. Как художник, Миямото Мусаси известен в жанре «суми-э» - направлении живописи, проникшем в Японию из Китая в XIV веке.

Что общего в боевых искусствах и живописи? Это концентрация, умение расслабиться, представление самой картины – как полотна, так и скоротечной схватки. Это работа над повышением уровнем своего мастерства.

 

Миямото Мусаси


Направление живописи схожее на акварель, в практике используется черный цвет с растворенными серыми тонами туши. Изображение, которое наносит художник, это не перенесение действительности на бумагу, а то, каким он видит мир, ее суть Подобно практике принятой в боевых искусствах, искусство «туши и живописи» (а именно так «суми-э» и переводится), требует медитативного первоначального сосредоточения на белом листе бумаги. Затем, следует расслабление с размышлением над рисунком - до тех пор, пока рисунок не предстанет перед глазами.

Возможно, именно умение входить в медитативный транс, подобно принципам «суми-э», а это: утонченность, умение наслаждаться покоем, принятие потерянности человека в космосе, осознании непостижимости и очарования, позволило мастеру еще до достижения 29 лет, лишит жизни шестьдесят противников и дожить до преклонного возраста.

Принципы, объединяющие воина и художника Японии

Существуют определенные принципы, объединяющие воина и художника Японии. Это принципы: «дух как вода» и «дух как луна». Следование этим принципам означает, что эмоциональное состояние перед действием должно быть подобно незамутненной поверхности озера, спокойным и подобно луне – освещать все окружающее человека пространство, но при этом – вычленять главный объект действия. Именно следование подобным простым принципам, а это: медитативная практика – полное сосредоточение на объекте или действии, спокойствие, способность видеть всю картину в целом выделять главное и повседневные упражнения – именно это дает возможность добиться истинного мастерства. И это мастерство поражает.

В основе воспитания молодого воина (а стоит заметить, самураями становились в 15 лет), кроме основных дисциплин – фехтование, рукопашный бой или стрельба из лука, чувство прекрасного отходило на второй план. Основная линия поведения воина – жить с честью и умереть с достоинством. Редко кто из воинов доживал до 40 лет. И сложно представить, что рука, тренируемая ловить стрелу на лету, ударом в грудь кулаком пробивать доспех или с одного взмаха меча перерубать противника могла бы уверенно держать кисть и рисовать тушью на шелке или бумаге. Возможно, мы не знаем великих художников и воинов, соединяющих в себе умение поймать на лету стрелу, и выполнить рисунок высокого уровня. Но стоит заметить, художники в Японии, часто пользовались вымышленными именами, иногда об их прошлой судьбе ничего не известно.

Что общего в боевых искусствах и живописи во внешне различных направлениях деятельности? Это концентрация, умение расслабиться, представление самой картины – как полотна, так и скоротечной схватки. Это работа над повышением уровнем своего мастерства.

 


Утагав Кунаес

Как выглядели самураи периода Эдо? Серия гравюр Утагава Кунаеси (1798 – 1861) знаменитого художника и мастера гравюры поможет окунуться в 1702 год, когда 47 ронинов («самураев без хозяина») отомстили чиновнику за смерть своего господина. Представленные на пятидесяти листах, гравюры дают возможность увидеть самураев эпохи Эдо глазами современников.

 

***

Статья получилась немного сумбурной, но, надеюсь, интересной)

Если у вас есть что добавить - пишите в комментариях!




Комментарии
Комментарии загружаются. Пожалуйста, подождите...
Читайте также
Для чего рисуют художники?
Для чего рисуют художники?

Мы шли по улице, где бравый художник рисовал быстрые картины с помощью аэрозольных акриловых красок. "Художники не ри...

Оформляем картину в багет
Оформляем картину в багет

Вряд ли кто-то из художников оспорит тот факт, что картине нужна «одежда» (и мотоцикл!) - багет. Правильно подобранное оформление карти...

Кисти и мазки
Кисти и мазки

Многие начинающие художники не могут определить, какая именно кисть подойдет для осуществления их целей. Мы подготовили для вас описания некоторых...

Как выбрать уголь для живописи
Как выбрать уголь для живописи

Уголь для рисования — пожалуй, один из самых древних инструментов художников. С помощью такого незатейливого материала можно создать произвед...

Художественные байки и веселые истории
Художественные байки и веселые истории

Последнее время целыми неделями мы с вами изучаем основы живописи. Усердие – это прекрасно, но нужно же иногда и отдыхать!

Еще немного о Леонардо
Еще немного о Леонардо

Леонардо Да Винчи – фигура такого масштаба, что написать о нем можно десятки томов. Представляем вашему вниманию очередную порцию любопытной...

Побеждать, не соревнуясь
Побеждать, не соревнуясь

Станислав Михайлович Никиреев попал в Книгу рекордов Гиннесса как человек, впервые уместивший семьдесят восемь деталей на одном квадратном сантимет...

5 советов от успешных иллюстраторов
5 советов от успешных иллюстраторов

Что важнее: качество или количество? Большое портфолио или пара избранных работ? В этой статье собрали несколько советов от успешных иллю...

Не пропустите!

ТОП прошлой недели

Популярные картины прошлой недели!

Победитель конкурса "Картина дня"

Посмотрите, какая картина победила сегодня!

Нравится ли вам оформление этой картины?

Анонимное голосование.
Оцениваем исполнение и подачу: качество фото, наличие посторонних предметов.


Впервые здесь?
Помощь по сайту