Самураи и живопись

Самураи и живопись

Известно, что сословие самураев в Японии появилось на рубеже VII – VIII веков н.э. Само слово самурай, означает служивый –аналог русскому слову дружинник.

Кто такие самураи?

Самураями – вооруженными слугами, становились крестьяне, члены семей низшей или средней аристократии. Плата была простой –жилище и еда. Взамен, требовалось готовность выполнить воинский долг, при необходимости умереть за своего господина. Постепенно, количество самураев увеличивалось, и это были абсолютно профессиональные воины, передававшие воинские традиции наследственным путем.

С увеличением численности войск, накапливании сил и мощи, в Японии начала ослабевать центральная власть, и во второй половине XV века междоусобицы феодалов по перераспределению земель переросли в гражданскую войну (1467 –1586 гг.), известную как «Эпоха воюющих провинций». Это был период формирования боевой техники как искусства со своими школами и концепциями ведения боя, время притока в ряды самураев крестьян, появления ниндзя –потомственных шпионов. Именно в этот период, в Японии было построено большинство феодальных замков.

 

 

Таетоми Хидзаеси, объединивший в 1591 году раздробленные феодальные владения в единое государство, даровал самураям ряд привилегий. Одна из которых – право ношения двух мечей и было сказано: «Все воины, как предводители, так и солдаты, имеют у себя на поясе два меча. В старину эти мечи называли «длинный меч» и «короткий меч». В наши дни их называют «меч» и «меч-спутник». Скажем лишь, что в наших краях по некоторым причинам принято, чтобы все воины носили на поясе два меча. Таков Путь воина…». Вторая - возможность зарубить любого простолюдина на месте при неуважительном отношении.

 

Таетоми Хидзаеси


Период сегуната Токугава это период мира и период невостребованности самураев. Но именно в этот период начинают возникать школы боевых искусств имеющие четкое очертание. После гражданской войны 1866 -1869 годов и реставрации династии Мэйдзи с введением публичного ношения меча и комплектовании армии на призывной основе, самураи – как привилегированный класс, был уничтожен.

 

Токугав (1603 -1868)

Что общего между самураем и художником?

Так какая же роль самураев в изобразительном искусстве?

Откровенно говоря, когда мы говорим о самураях (воинах, философах, поэтах и художниках), на память (из всей плеяды воинов) приходит имя только Миямото Мусаси (1584 – 1645 гг.), мастера дзюдзюцу и фехтования – хотя он себя таковым не считал. Как художник, Миямото Мусаси известен в жанре «суми-э» - направлении живописи, проникшем в Японию из Китая в XIV веке.

Что общего в боевых искусствах и живописи? Это концентрация, умение расслабиться, представление самой картины – как полотна, так и скоротечной схватки. Это работа над повышением уровнем своего мастерства.

 

Миямото Мусаси


Направление живописи схожее на акварель, в практике используется черный цвет с растворенными серыми тонами туши. Изображение, которое наносит художник, это не перенесение действительности на бумагу, а то, каким он видит мир, ее суть Подобно практике принятой в боевых искусствах, искусство «туши и живописи» (а именно так «суми-э» и переводится), требует медитативного первоначального сосредоточения на белом листе бумаги. Затем, следует расслабление с размышлением над рисунком - до тех пор, пока рисунок не предстанет перед глазами.

Возможно, именно умение входить в медитативный транс, подобно принципам «суми-э», а это: утонченность, умение наслаждаться покоем, принятие потерянности человека в космосе, осознании непостижимости и очарования, позволило мастеру еще до достижения 29 лет, лишит жизни шестьдесят противников и дожить до преклонного возраста.

Принципы, объединяющие воина и художника Японии

Существуют определенные принципы, объединяющие воина и художника Японии. Это принципы: «дух как вода» и «дух как луна». Следование этим принципам означает, что эмоциональное состояние перед действием должно быть подобно незамутненной поверхности озера, спокойным и подобно луне – освещать все окружающее человека пространство, но при этом – вычленять главный объект действия. Именно следование подобным простым принципам, а это: медитативная практика – полное сосредоточение на объекте или действии, спокойствие, способность видеть всю картину в целом выделять главное и повседневные упражнения – именно это дает возможность добиться истинного мастерства. И это мастерство поражает.

В основе воспитания молодого воина (а стоит заметить, самураями становились в 15 лет), кроме основных дисциплин – фехтование, рукопашный бой или стрельба из лука, чувство прекрасного отходило на второй план. Основная линия поведения воина – жить с честью и умереть с достоинством. Редко кто из воинов доживал до 40 лет. И сложно представить, что рука, тренируемая ловить стрелу на лету, ударом в грудь кулаком пробивать доспех или с одного взмаха меча перерубать противника могла бы уверенно держать кисть и рисовать тушью на шелке или бумаге. Возможно, мы не знаем великих художников и воинов, соединяющих в себе умение поймать на лету стрелу, и выполнить рисунок высокого уровня. Но стоит заметить, художники в Японии, часто пользовались вымышленными именами, иногда об их прошлой судьбе ничего не известно.

Что общего в боевых искусствах и живописи во внешне различных направлениях деятельности? Это концентрация, умение расслабиться, представление самой картины – как полотна, так и скоротечной схватки. Это работа над повышением уровнем своего мастерства.

 


Утагав Кунаес

Как выглядели самураи периода Эдо? Серия гравюр Утагава Кунаеси (1798 – 1861) знаменитого художника и мастера гравюры поможет окунуться в 1702 год, когда 47 ронинов («самураев без хозяина») отомстили чиновнику за смерть своего господина. Представленные на пятидесяти листах, гравюры дают возможность увидеть самураев эпохи Эдо глазами современников.

 

***

Статья получилась немного сумбурной, но, надеюсь, интересной)

Если у вас есть что добавить - пишите в комментариях!




Комментарии
Комментарии загружаются. Пожалуйста, подождите...

Впервые здесь?
Помощь по сайту

× Закрыть