Акварелью называют как вид изобразительного искусства так и саму суть этой техники. Родилась она в Китае, во II веке почти одновременно с изобретением бумаги. Классическая европейская акварель появилась в XV—XVI столетиях, а приобрела популярность в Англии на рубеже XVIII-XIX веков. Она сочетает в себе свойства и живописи, и графики: от живописи она «унаследовала» яркость цветов, от графики — тонкое наложение красочного слоя. В акварели, в отличии от масла, бумага зачастую используется как часть композиции. Бумагу тонируют, состаривают и используют в виде фона. Ни в одной технике в мире нет стольких способов нанесения: сухим по мокрому, мокрым по сухому и наоборот, лессировка и «по-сырому». Размывают до состояния перекрывающихся цветовых пятен (кстати, такие картины невозможно повторить, трудно не угадать, как ляжет в итоге мокрая краска), разбрызгивают краску при помощи зубных щёток, используют соль, чтобы создать маленькие пятна-разводы, комбинируют с углём, гуашью, тушью...и т.д.
Акварель идеальна для создания эффектов воздушности и влажности, она даёт рисунку много пространства. Но овладеть этой техникой — само по себе искусство. Она достаточно сложная, имеет много разновидностей и ценится так же дорого, как и масло. Сейчас акварели очень популярны у коллекционеров, дизайнеров интерьеров, инвесторов. Они регулярно появляются на аукционах антиквариата.
Примеры самых дорогих акварелей:
1. Акварельная графика Василия Васильевича Кандинского «Без названия» была продана 24 июня 2008 за 1 497 250 фунтов (2 946 590 долларов). Эта картина знаменита, одна из самых дороших акварелей и очень узнаваема. Работы Кандинского редки, престижны и очень дороги, но, по оценкам экспертов, его графика прекрасно подойдёт в любую коллекцию и будет выглядеть в ней достойно.
2. Борис Дмитриевич Григорьев и одна работа из серии «Лики России» в ноябре 2009 года на торгах Sotheby’s за 986 500 долларов. Что-то невероятное, правда?
Он эмигрировал из России в 1919 году и стал одним из самых известных русских художников за рубежом. Самыми известными стали его циклы «Расея» и «Лики России», где он изображал типичные, доведённые до гротеска, угрюмые типажи русского крестьянства. Он не романтизировал политические явления родной страны, за что долгое время не был в России признан.
3. Сомов Константин Андреевич и его рисунок из серии «Маскарад» ушёл за 620 727 долларов. Здесь использовалась смешанная техника: акварель и гуашь.
Ценность акварели, как и любого творчества в целом, очевидна. Особенно, когда дело касается известных имён, становится не важно, что вышло из-под кисти художника: масло, акварель или карандашный набросок на куске мятой бумаги.