Федоскинская лаковая миниатюра.
Искусство лаковой миниатюры появилось в древнем Китае несколько тысяч лет назад, затем, через Индию и Персию, в XVII веке проникло в Европу, покорив своей красотой французских и немецких мастеров. Первое производство изделий, декорированных лаками, было открыто в Германии в 1763 году.
Богатые модники со всей Европы стремились заполучить изысканную шкатулку или табакерку с изображением галантной сцены или причудливыми узорами в стиле рококо. Из России поступали заказы на шкатулки с портретами великих монархов. Однако, захотелось и у себя такое производство иметь, к счастью, умельцами всегда земля русская полнилась, и под силу им было сделать лучше заграничного. Так, в 1797 году предприимчивый купец П. И. Коробов основал под Москвой мастерскую по изготовлению покрытых лаком козырьков для военных головных уборов. Переняв западный опыт, он освоился и стал выпускать коробочки, бисерницы и портсигары, декорированные миниатюрами
Шкатулка из мастерской П.И. Коробова
Федоскинская фабрика.
Росла и ширилась та мастерская, став в 1910 году «Федоскинской кустарной атрелью», сегодня «Федоскинская фабрика», расположенная в одноименном селе Федоскино, бережно хранит технологическую и изобразительную традицию, выпуская все новую продукцию, не забывая идти в ногу со временем.
Изготавливаются эти шедевры из папье – маше, прессованного картона, дешевого, прочного и удобного, ставшего основой для всех изделий лаковой миниатюры, всех художественных центров. Федоскинская роспись выполняется масляными красками в несколько слоев.
Сперва, на подготовленный черный фон наносится светлый подмалевок, затем следует пропись, лессировочные слои прозрачными красками и завершающая бликовка.
Есть в этом промысле и особый, уникальный «сквозной» метод письма, при котором тончайшие лессировки сквозными красками наносятся поверх светоотражающих деталей, таких, как перламутр, сусальное золото, поталь или алюминиевые порошки, которые придают живописи невероятное мерцание и сияние.
Живопись по перламутру
Излюбленные мотивы федоскинцев это тройки удалых коней, уютные чаепития, пейзажи, героическое прошлое России, копии картин и сложные многофигурные сцены.
Гурьянова С., Чарка меда, 115х90
Леонов Н., Тройка, 103х65
Графова Е, Пейзаж, 75х50
Кроме миниатюрной росписи, изделия могут украшаться некоторыми эффектными приемами:
- Скань – прием, при котором нужный художнику узор образуют выложенные маленькие геометрические кусочки фольги.
- Черепашка – свежий красочный слой едва подпаливается свечей, образуя темные пятна, имитируя черепаховый панцирь.
- Макание– изысканный прием, при котором изделие аккуратно опускается в емкость с водой и масляными красками, образуя собой на воде пленку, они прилипают на поверхность, создавая имитацию мрамора.
- Шотландка – очень кропотливый прием нанесения сеткой цветных полос.
Безупречное сочетание формы изделия и изображения, контрасты черного фона и ярких изображений, глубина и сияние переливающихся оттенков, в сочетании с удивительно миниатюрной живописью делают Федоскинскую лаковую миниатюру произведением искусства, любимым не только на родине, но и невероятно популярным среди иностранцев.