В 1945 году французский художник Жан Дюбюуффе придумал термин «арт-брют», что в переводе означает «грубое», «жесткое» искусство.
Довольно часто авторы произведений арт- брют были душевнобольными людьми, «юродивыми», «чудиками», «медиумами». Их искусство не укладывалось в академические рамки, а вместо университетских преподавателей живописи и рисунка часто выступали голоса, указывающие как и что рисовать.
«До того, как начинается работа над картиной, я не имею представления, что будет нарисовано. Духи говорят мне: „Не пытайся разузнать, что ты создашь“. И я следую их указаниям. Когда я беру тюбик с краской, то не знаю, какого она цвета. Я понимаю, что это невероятно, однако следую своим наставникам, как ребёнок» - признавался Огюстен Лезаж, наверное, один из ярчайших представителей «грубого искусства». Этот потомственный шахтер начал рисовать только в возрасте 35 лет.
Однажды, работая на шахте, Лезаж услышал голос, сказавший ему о том, что он станет художником. Пророчество подкрепилось и на сперетических сеансах, куда Лезажа пригласили знакомые. Через восемь месяцев после сеанса он создаёт свою первую большую картину — полотно величиной 3×3 метра, на котором расположены сотни маленьких фигур. Лезаж часто подписывал свои работы именем Леонардо да Винчи, считал, что знает тайны древнеегипетских жрецов. Сложные, орнаментальные, часто с симметричными фрагментами они признанны подлинными произведениями искусства. Если откинуть рассуждения о духах и включить сухую терминологию , свои работы Лессанж создавал по методу автоматического письма. Никаких набросков и зарисовок, никакой подготовительной работы.
Можно сказать, что в целом, судьба этого художника сложилась удачно. В 1927 году он оставил шахтерский труд и полностью посвятил себя рисованию. Мода на сперитизм еще не сошла на нет, и Огюст Лезаж был вхож в общество богатых людей, увлекающихся потусторонними явлениями. Конечно, не все представители арт-брют имели пожизненное признание или материальную независимость. Китаец Цан-Цоу-Чой ( Tsang Tsou Choi) всю жизнь работал на низкооплачиваемых работах, а умер в доме престарелых. Сейчас его граффити известны и вызывают восхищение искусствоведов, но при жизни художник несколько раз попадал в полицию в связи с обвинением в вандализме. Цан-Цоу-Чой был одержим идеей своего императорского происхождения, а значит район Гонконга Kowloon должен принадлежать и ему
В свою каллиграфию художник вплетал императорские титулы, именуя себя Императором Ковлуна. Эта навязчивая мысль, воплощенная на стенах квартала Ковлун разительно отличается от автоматического письма Лазажа. И в то же время - оба художника ярчайшие представители арт- брют. «Голоса», направляющие руку Огюста Лазажа и императорская идея Цан Цоу Чой дали жизнь удивительным произведениям искусств, произведениям, которые не смогли бы появиться в стенах академий.