Соцреализм

Соцреализм

Социалистический реализм – направление в искусстве, утверждающее торжество коммунистических идей и прославляющее человека-труженика. В качестве основного художественного метода в литературе, живописи, кинематографе и других видах искусства соцреализм окончательно утвердился в начале 30-х годов прошлого века. В 1934 году на Первом Всесоюзном съезде советских писателей соцреализм был назван главным художественным методом.

Стремительное развитие экономики в СССР, рост революционного движения и распространение социалистической идеологии в других странах требовали правдивого и исторически конкретного отражения на художественных полотнах и страницах книг. Действенным инструментом для этого призваны были стать произведения социалистического реализма – живописные, скульптурные, поэтические и драматургические. 

Черты социалистического реализма в искусстве
Зарождение социалистического художественного реализма связано с появлением рабочего класса на исторической арене. Советской власти для утверждения своих идей требовался мощный идеологический инструмент. Воздействовать на сознание пролетариата, поощрять трудовой героизм Стаханова и веру в коммунистические идеалы государство поручило представителям интеллигенции – писателям, художникам, режиссерам.

 

Социалистический реализм и его черты легко распознавались по типичным сюжетам: воодушевленные лица рабочих, радостные пионеры и комсомольцы, энтузиазм субботников и спортивные успехи советских спортсменов. Абстракциям и метафорам нет места в художественных сюжетах: все предельно ясно, реалистично и однозначно. Светлые и красочные тона на полотнах, четкий и бескомпромиссный сюжет повествования, беспредельный оптимизм послевоенных кинолент заполонили выставочные залы, книжные полки и экраны кинотеатров.


Главными принципами произведений социалистического реализма были провозглашены народность, идейность и конкретность. Пейзажи и натюрморты наполнились идеологическим содержанием. Даже цветы в вазе не могли быть изображены увядшими или надломленными: только сочные цвета и жизнеутверждающие сюжеты, изобилие во всех своих проявлениях и энергичность персонажей могли сигнализировать о преимуществах социалистического образа жизни.

 

Ленинский лозунг «Искусство принадлежит народу!» стал активно внедряться в повседневную жизнь молодого советского государства. Деятели искусства стали заложниками «госзаказа»: они были вынуждены изображать ровно то, что хочет видеть государство. Прямых запретов или явных гонений творческие работники не испытывали, но и реализовать в полной мере свои таланты в разрез «генеральной линии партии» не могли. Только лишь соцреалисты были обласканы властью, – получали премии, награды, путевки в престижные санатории.

Соцреализм постепенно проникал во все виды искусства. Стихи и проза были насыщены плакатными лозунгами и персонажами с четко выраженным социалистическим мировоззрением. Живописные работы радовали глаз орденами и медалями передовиков производства, вдохновленными лицами советской молодежи. 


Соцреализм в живописи

Монументализм и гиперболизация индустриальных пейзажей, подчеркнутое изобилие в натюрмортах, материальный напор в портретах – все эти приметы «тяжелой артиллерии» наглядно проявляются в произведениях художников соцреализма. Принципы народности, идейности и конкретности, провозглашенные Максимом Горьким в начале 30-х годов, продолжают оставаться неизменными и обязательными для художников послевоенного времени.

Небольшое отступление еще дозволено в лирических сюжетах: некий налет импрессионизма с его размытыми дождем силуэтами. В картине Юрия Пименова за рулем автомобиля сидит молодая женщина. Ее фигура изображена четко, хотя и со спины, а впереди расстилается «туманное будущее» с его новостройками, высотками и толпами нарядных людей… Такой художественный прием символизирует движение вперед и одновременно намекает на туманность перспективы.

Податливые, но талантливые деятели культуры умели находить компромисс между официальными требованиями власти и своими творческими предпочтениями. Они использовали скрытые метафоры или подобно Дейнеке умудрялись изображать полуобнаженную натуру в духе требований времени. Устремленность в коммунистическое будущее придавало картинам соцреализма некоторый футуристический вектор, что сглаживало однозначность и прямолинейность сюжета.

 


Не только в художественных полотнах соцреализма, но и в скульптуре доминирует монументализм, величие человека-воина и человека-труженика. И в многочисленных «девушках с веслом», расставленных во всех послевоенных парках культуры и отдыха, и в 90-метровом шедевре «Родина-мать зовет» (автор проекта Е. В. Вучетич) воплощена главная идея соцреализма – торжество социалистического образа жизни.


Главные художники соцреализма
Среди представителей социалистического реализма было немало талантливых творцов, настоящих мастеров своего дела. Они создавали нетленные шедевры по велению сердца, искренне веря в ложные коммунистические идеалы. 


Среди признанных советских мастеров соцреализма можно выделить Александра Герасимова, Исаака Бродского, Александра Дейнеку. Культовая скульптура XX века, 24-метровый памятник «Рабочий и колхозница» (скульптор Вера Мухина) стала эталоном соцреализма и была растиражирована и установлена во многих городах СССР.


Постепенно на смену масштабным полотнам приходят камерные, семейные сюжеты. Меняется интонация художественного повествования: бравурные марши уступают место камерному семейному звучанию. Они по-прежнему наполнены социалистическим содержанием, но в уже более спокойном, «одомашненном» выражении.

 

Соцреализм как направление в живописи и искусстве в целом вполне можно было бы назвать положительным и прогрессивным явлением, соответствующим эпохе. Но при одном условии: если бы этот стиль не был единственно дозволенным на протяжении десятилетий.


Именно отсутствие альтернативы, гонение на все другие течения и направления в искусстве расшатывали изнутри монументальную конструкцию соцреализма. Начиная с 60-годов прошлого века новые художественные приемы и новые творцы начнут теснить тоталитарную утопию. Художники андеграунда пересмотрят сам вопрос о том, что такое искусство, и утвердят многообразие стилей и равноправие художественных методов.




Комментарии
Комментарии загружаются. Пожалуйста, подождите...
Читайте также
Уильям Моррис – первый дизайнер
Уильям Моррис – первый дизайнер

Профессия дизайнера сегодня популярна и востребована. Специалисты этой области заботятся о том, чтобы наши телефоны, машины, мебель и бытовые предм...

Музы знаменитых художников
Музы знаменитых художников

Тонкая натура творца требует постоянной подпитки, озарения волшебным светом любви. Художник не может создавать свои шедевры без вдохновения, но в ч...

Зарисовки архитектуры 
Зарисовки архитектуры 

Далеко не каждый начинающий художник стремится рисовать здания и улицы, многие мечтают рисовать одни портреты, но в университете от уличных зарисов...

Как выбрать этюдник
Как выбрать этюдник

Этюдник – незаменимая вещь для художника. Это своего рода деревянный ящик, предназначенный для хранения всех необходимых прина...

Рапидограф: что это такое и как выбрать
Рапидограф: что это такое и как выбрать

В настоящее время многие полагают, что компьютер заменил инженерам и художникам ручную работу. Но это не так. Многие авторы применяют краски, каран...

Кисти и мазки
Кисти и мазки

Многие начинающие художники не могут определить, какая именно кисть подойдет для осуществления их целей. Мы подготовили для вас описания некоторых...

Граффити: как рисовать объемные буквы карандашом
Граффити: как рисовать объемные буквы карандашом

Во время прогулки по городу мы нередко можем наблюдать незатейливые и зачастую непонятные нам рисунки на стенах домов, авт...

Кисть «Рублефф»
Кисть «Рублефф»

Кисти, выпускаемые российской компанией «Рублефф» - это продукция премиум-класса, предназначенная для профессиональных художников, виза...

Не пропустите!

ТОП прошлой недели

Популярные картины прошлой недели!

Победитель конкурса "Картина дня"

Посмотрите, какая картина победиля сегодня!

Нравится ли вам оформление этой картины?

Анонимное голосование.
Оцениваем исполнение и подачу: качество фото, наличие посторонних предметов.


Впервые здесь?
Помощь по сайту

× Закрыть