Социалистический реализм – направление в искусстве, утверждающее торжество коммунистических идей и прославляющее человека-труженика. В качестве основного художественного метода в литературе, живописи, кинематографе и других видах искусства соцреализм окончательно утвердился в начале 30-х годов прошлого века. В 1934 году на Первом Всесоюзном съезде советских писателей соцреализм был назван главным художественным методом.
Стремительное развитие экономики в СССР, рост революционного движения и распространение социалистической идеологии в других странах требовали правдивого и исторически конкретного отражения на художественных полотнах и страницах книг. Действенным инструментом для этого призваны были стать произведения социалистического реализма – живописные, скульптурные, поэтические и драматургические.
Черты социалистического реализма в искусстве
Зарождение социалистического художественного реализма связано с появлением рабочего класса на исторической арене. Советской власти для утверждения своих идей требовался мощный идеологический инструмент. Воздействовать на сознание пролетариата, поощрять трудовой героизм Стаханова и веру в коммунистические идеалы государство поручило представителям интеллигенции – писателям, художникам, режиссерам.
Социалистический реализм и его черты легко распознавались по типичным сюжетам: воодушевленные лица рабочих, радостные пионеры и комсомольцы, энтузиазм субботников и спортивные успехи советских спортсменов. Абстракциям и метафорам нет места в художественных сюжетах: все предельно ясно, реалистично и однозначно. Светлые и красочные тона на полотнах, четкий и бескомпромиссный сюжет повествования, беспредельный оптимизм послевоенных кинолент заполонили выставочные залы, книжные полки и экраны кинотеатров.
Главными принципами произведений социалистического реализма были провозглашены народность, идейность и конкретность. Пейзажи и натюрморты наполнились идеологическим содержанием. Даже цветы в вазе не могли быть изображены увядшими или надломленными: только сочные цвета и жизнеутверждающие сюжеты, изобилие во всех своих проявлениях и энергичность персонажей могли сигнализировать о преимуществах социалистического образа жизни.
Ленинский лозунг «Искусство принадлежит народу!» стал активно внедряться в повседневную жизнь молодого советского государства. Деятели искусства стали заложниками «госзаказа»: они были вынуждены изображать ровно то, что хочет видеть государство. Прямых запретов или явных гонений творческие работники не испытывали, но и реализовать в полной мере свои таланты в разрез «генеральной линии партии» не могли. Только лишь соцреалисты были обласканы властью, – получали премии, награды, путевки в престижные санатории.
Соцреализм постепенно проникал во все виды искусства. Стихи и проза были насыщены плакатными лозунгами и персонажами с четко выраженным социалистическим мировоззрением. Живописные работы радовали глаз орденами и медалями передовиков производства, вдохновленными лицами советской молодежи.
Соцреализм в живописи
Монументализм и гиперболизация индустриальных пейзажей, подчеркнутое изобилие в натюрмортах, материальный напор в портретах – все эти приметы «тяжелой артиллерии» наглядно проявляются в произведениях художников соцреализма. Принципы народности, идейности и конкретности, провозглашенные Максимом Горьким в начале 30-х годов, продолжают оставаться неизменными и обязательными для художников послевоенного времени.
Небольшое отступление еще дозволено в лирических сюжетах: некий налет импрессионизма с его размытыми дождем силуэтами. В картине Юрия Пименова за рулем автомобиля сидит молодая женщина. Ее фигура изображена четко, хотя и со спины, а впереди расстилается «туманное будущее» с его новостройками, высотками и толпами нарядных людей… Такой художественный прием символизирует движение вперед и одновременно намекает на туманность перспективы.
Податливые, но талантливые деятели культуры умели находить компромисс между официальными требованиями власти и своими творческими предпочтениями. Они использовали скрытые метафоры или подобно Дейнеке умудрялись изображать полуобнаженную натуру в духе требований времени. Устремленность в коммунистическое будущее придавало картинам соцреализма некоторый футуристический вектор, что сглаживало однозначность и прямолинейность сюжета.
Не только в художественных полотнах соцреализма, но и в скульптуре доминирует монументализм, величие человека-воина и человека-труженика. И в многочисленных «девушках с веслом», расставленных во всех послевоенных парках культуры и отдыха, и в 90-метровом шедевре «Родина-мать зовет» (автор проекта Е. В. Вучетич) воплощена главная идея соцреализма – торжество социалистического образа жизни.
Главные художники соцреализма
Среди представителей социалистического реализма было немало талантливых творцов, настоящих мастеров своего дела. Они создавали нетленные шедевры по велению сердца, искренне веря в ложные коммунистические идеалы.
Среди признанных советских мастеров соцреализма можно выделить Александра Герасимова, Исаака Бродского, Александра Дейнеку. Культовая скульптура XX века, 24-метровый памятник «Рабочий и колхозница» (скульптор Вера Мухина) стала эталоном соцреализма и была растиражирована и установлена во многих городах СССР.
Постепенно на смену масштабным полотнам приходят камерные, семейные сюжеты. Меняется интонация художественного повествования: бравурные марши уступают место камерному семейному звучанию. Они по-прежнему наполнены социалистическим содержанием, но в уже более спокойном, «одомашненном» выражении.
Соцреализм как направление в живописи и искусстве в целом вполне можно было бы назвать положительным и прогрессивным явлением, соответствующим эпохе. Но при одном условии: если бы этот стиль не был единственно дозволенным на протяжении десятилетий.
Именно отсутствие альтернативы, гонение на все другие течения и направления в искусстве расшатывали изнутри монументальную конструкцию соцреализма. Начиная с 60-годов прошлого века новые художественные приемы и новые творцы начнут теснить тоталитарную утопию. Художники андеграунда пересмотрят сам вопрос о том, что такое искусство, и утвердят многообразие стилей и равноправие художественных методов.