Редко когда художник точно знает, что картина завершена. На протяжении веков живописцы неоднократно утверждали, что момент завершения практически неуловим. Это подтверждают многочисленные цитаты.
Как говорил Леонардо Да Винчи, «картина никогда не бывает закончена, а только заброшена» – да, изначально эти слова именно о картинах, а не о ремонте. Дж. Балдини сказал чуть иначе: «Вложи все силы в завершение, и следующая твоя прекрасная работа будет потеряна». Георг Базелиц писал об этом: «Я всегда работаю в состоянии неуверенности и неопрделенности, но когда картина готова, она тут же будто превращается в нечто зафиксированное и оконченное. Тем не менее, через некоторое время неопределенность возвращается вновь… а Ваша мысль движется вперед». Джордж Брак подытожил эти рассуждения: «Картина готова тогда, когда испарилась идея».
Несмотря на всю эту путаницу, контрольный список проверочных пунктов будет вам хорошим подспорьем. Ниже приведены вопросы и советы, которые помогут вам составить собственный список.
Итак:
• Поддерживают ли использованные вами художественные приемы основной замысел картины?
• Помогают ли выбранные цвета передать то настроение, которое вы задумали?
• Не нарушены ли в вашей работе основные принципы искусства (баланс и общее единство, динамика и контраст и т.д.)?
• Гармонична ли композиция, и правильно ли выбран формат для картины?
• Достаточно ли на картине тоновых переходов; уверены ли вы, что обозначили самые светлые и самые темные места?
• Насколько точен и выразителен рисунок?
• Откладывали ли вы работу, чтобы посмотреть на нее свежим взглядом? Обязательно сделайте это и вернитесь к работе через некоторое время, особенно если она вам наскучила. Когда вы снова посмотрите на картину, вы можете либо почувствовать новый порыв вдохновения, либо решить, что все уже готово
• Можно, наоборот, повесить картину где-то на видном месте так, чтобы она время от времени попадалась вам на глаза, но только чтобы вам не пришлось смотреть на нее постоянно. В какой-то момент вы можете увидеть ее в совершенно новом свете
• Не забывайте постоянно отходить от картины во время работы и смотреть на нее с некоторого расстояния. Можно также перевернуть ее вверх ногами, повертеть в разные стороны или отразить в зеркале (о преимуществах такого метода мы еще расскажем) – все это тоже помогает посмотреть пресловутым свежим взглядом
• Если вы не удовлетворены результатом и все кажется вам каким-то раздробленным, можно поступить смело: взять да и закрасить все проработанные места широкими мазками – вполне вероятно, что это поможет добиться ясности и единства работы
• Художникам часто кажется, что они должны делать все в одиночку. Но это не так. Попросите совета у того, чьему мнению вы доверяете. «Вас ничего не раздражает в этой картине? Нет ли в ней чего-то вопиющего, чересчур бросающегося в глаза? Есть какие-то предложения?». Взгляд со стороны может неожиданно разрешить ту проблему, над которой вы долго бились, люди могут предложить решение, о котором вы сами даже и не задумывались. Просите совета у друзей и семьи – нередко это очень помогает
• Ответьте себе: добились ли вы того, чего хотели? Если да – работа завершена, и не надо беспокоиться о мелких деталях.
• Поняв, что все готово, не забудьте подписать работу и проставить дату. Многие любят лицезреть подпись прямо на картине, хотя это и не обязательно. Хотя бы не забудьте оставить дату и подпись на заднике холста несмываемым маркером.
• И, наконец, сфотографируйте свою работу и сохраните фото и информацию. Обязательно сделайте это до того, как картина перейдет к новому владельцу, уедет на выставку или окажется в галерее. Иногда художники оканчивают работу на последней минуте и пропускают этот шаг, а потом сбиваются с ног, пытаясь раздобыть фото собственного произведения. Так что заботьтесь о собственных интересах.
Удачи в живописи!
Вольный перевод с английского.