Художник Джон Сингер Сарджент однажды сказал: «Портрет – это картина, на которой что-то немного не так со ртом». Действительно, добиться сходства – наиболее сложная задача при создании портрета. Даже если вы настоящий мастер, нередко из-под вашего карандаша или кисти будет выходить нечто, весьма похожее на человека, но только не на того человека, которого вы хотели изобразить.
В чем же секрет? Что ж, кроме практики – наиболее важного аспекта в изучении чего угодно – ключ к созданию похожего портрета в том, чтобы не быть чересчур точным. Хотя бы в начале.
Очень часто мы очень увлекаемся всем тем, что «создает образ» конкретного человека – все эти мелкие приметы, делающие каждого уникальным. В конечном итоге за этими деталями теряются основы.
Лицо человека – это сумма частей, которые расположены определенным образом: если верно передать это расположение, лицо на портрете становится узнаваемым. Сосредоточившись на наиболее ярких частях, мы игнорируем менее заметные, но не менее важные.
Замечательный способ выйти из этого затруднительного положения – начать с тона, а не с линии. Определите на рисунке тени и света с самого начала. (Разумеется, линия может изумительно передавать сходство, но без тона с этой задачей справиться во много раз сложнее). Тон помогает добиться сходства не хуже, а может, и лучше, нежели линия, при этом им не требуется работать настолько точно.
Даже если детали переданы верно, линия справляется лишь с частью работы. Одной линией можно создать лишь «недосказанный» портрет, при этом, чтобы он был действительно достойным, нужно быть настоящим мастером линии.
Линия отлично справляется с контурами, но не может передать объем. Тон позволяет понять, насколько нос выступает с поверхности лица, насколько глубоко посажены глаза, темные или светлые у человека волосы и т.д.
При создании своего следующего портрета попробуйте начать с тона, и вы увидите, насколько легче вам стало работать.
Удачи в творчестве!
Вольный перевод с английского.