Музы знаменитых художников

Музы знаменитых художников

Тонкая натура творца требует постоянной подпитки, озарения волшебным светом любви. Художник не может создавать свои шедевры без вдохновения, но в чем же его источник? Прекрасные музы художников – очаровательные избранницы великих мастеров – наполняли энергией сердца живописцев и помогали воплощать на полотне бессмертные произведения искусства.

Широко известны знаменитые русские музы европейских художников – Сальвадора Дали, Пабло Пикассо, Анри Матисса. Но и у каждого русского живописца была своя муза – жена, подруга, возлюбленная, без которых они не мыслили свое творчество и саму жизнь. Женская красота, богатство души, эмоциональная щедрость давали силы признанным мастерам кисти.

Марина Баскаковой(жена и муза Михаила Соколова) на фото слева

Музы русских художников:

Карл Брюллов и Юлия Самойлова

Великий русский художник, имевший по линии родителей французские и немецкие корни, родился в Санкт-Петербурге на стыке XXVIII и XIX веков. В 1823 году Карл вместе со своим братом Александром прибыли в Италию. Страна художников и поэтов стала для Брюллова неисчерпаемым источником вдохновения. Встреча в 1827 году с графиней Юлией Самойловой открыла новую страницу в его творчестве.

 

Юлия Павловна на момент знакомства с Брюлловым лишь недавно разошлась со своим супругом, графом Николаем Самойловым.  Венчание состоялось в 1825 году, но уже спустя 2 года брак распался. Граф был склонен к картам и кутежам, а его красавица-жена пользовалась большим успехом у мужчин. В 1827 году Юлия едет в Италию и с легкостью входит в местное высшее общество. В знаменитом салоне княгини Волконской в Риме она знакомится с Карлом Брюлловым.

Карл и Юлия вместе путешествуют по Италии, художник подолгу живет на вилле графини. Красивая и энергичная аристократка дает силы для творчества, будоражит душу, становится неизменной моделью для многих произведений. Совместное посещение раскопок у Везувия привело к созданию знаменитого шедевра Брюллова «Последний день Помпеи». На картине графиня Юлия присутствует сразу в четырех ипостасях.

Отношения Брюллова и Юлии Самойловой длились до самой свадьбы художника в 1839 году. Спустя шесть лет Самойлова выходит замуж за необычайно красивого молодого итальянского тенора, но в тот же год певец умирает от чахотки. Уже в преклонном возрасте Самойлова заключает брак еще раз, но снова неудачно. Очеивдно что роль музы русского художника оказалась самой значимой в судьбе красавицы и аристократки Юлии Самойловой.

Исаак Левитан и Софья Кувшинникова

Признанный мастер пейзажа Исаак Левитан проявил талант живописца в ранней юности. В возрасте 13 лет он поступил в Московское училище живописи. Несмотря на большие достижения и огромное количество живописных работ, еврейский юноша даже не был удостоен звания художника. Московская богема не слишком привечала Левитана, а преподаватели училища вообще считали, что еврей не должен касаться русского пейзажа…

Одна из учениц Левитана, молодая художница Софья Кувшинникова, всерьез увлеклась пейзажистом. Будучи женой полицейского врача и сопровождаемая нелестными слухами, она восемь лет ездила с Левитаном на этюды по всей России – рисовала, вдохновляла, была его другом и музой.

Левитан практически не рисовал портретов, имея склонность к изображению пейзажей. Именно красота русской природы побуждала творца к созданию бессмертных шедевров. А еще – красота и вдохновение женщины, талантливой художницы Софьи Кувшинниковой. Среди небольшого количества портретов, написанных Левитаном, ее портрет занимает одно из центральных мест.

Левитан и Кувшинникова долгое время ездили по Волге, делали этюды, наслаждались свободой и творчеством. Конец 80-х – начало 90-х г. г. XIX века были отмечены для Левитана особым душевным подъемом: он наслаждался жизнью и обществом своей Музы, творил и мечтал. В 1994 году он увлекся другой женщиной, также чужой женой, Анной Турчаниновой. Но ее портрет в коллекции художника так и не появился …

Музы европейских художников:

Сальвадор Дали и Елена Дьяконова (Гала)

Судьба Елены Дьяконовой, получившей в подарок от первого мужа Поля Элюара праздничное имя Гала (с ударением на последнем слоге), настолько необычна, что о ней можно говорить и писать бесконечно. Не слишком красивая, чрезвычайно застенчивая молодая девушка в одночасье превратилась для окружающих в «стерву» и «нимфоманку», а для взбалмошного гения – в прекраснейшую женщину и музу.  

 

 

В 18 лет Елена заболела чахоткой. Совершенно не веря в свое выздоровление, грустная и подавленная, она отправилась на лечение в Швейцарию. Лечение неожиданно помогло, и вскоре воспрянувшая духом Елена познакомилась с молодым парижанином – поэтом Полем Элюаром. Они поженились, 12 лет прожили счастливо, в браке родилась дочь Сесиль. Но однажды Поль имел неосторожность познакомить жену с Сальвадором Дали.

С первой секунды Дали и Гала безумно влюбились друг в друга. Дали было 25 лет, Гала – на 10 лет старше. Но в этой немного странной женщине Сальвадор сразу узнал свою давнюю мечту – хрупкую девочку в пушистой шубке, которая приходила к нему в детских мечтах… А Гала с женской прозорливостью почувствовала рядом с собой незаурядного человека, недооцененного гения, и решила посвятить ему свою жизнь.

Гала полностью отдала себя Дали. Что бы ни говорили сплетники за ее спиной, подозревая в алчности и расчетливости, она жила жизнью своего возлюбленного: лечила душевные раны, успокаивала после ночных кошмаров, искала новые заказы и помогала продавать картины. Всю жизнь она помогала Дали найти свой путь, направляла и наставляла, советовала и вдохновляла. Забывая о себе, она стала тенью Пикассо, его Музой и опорой.

Гала умерла на 7 лет раньше Дали. На похоронах великий Сальвадор рыдал как ребенок. После смерти своей Музы Дали практически потерял разум и больше не брал в руки кисть…

Пабло Пикассо и Ольга Хохлова

Пикассо – известный женолюб и сердцеед, за свою длинную жизнь (маэстро прожил 91 год) разбил немало женских сердец. Женщины всегда играли важную роль в его жизни и творчестве, но имя одной из них стоит особняком – имя русской балерины Ольги Хохловой. Не слишком выдающаяся в профессиональном плане, Ольга заняла гораздо более почетный пьедестал, став Музой гениального художника.

Впервые Пикассо увидел Хохлову во время гастролей балетной группы. Ольге на тот момент исполнилось 27 лет, она танцевала в кордебалете, отличалась грацией и изяществом, но была при этом сдержанна и девственно чиста. Пикассо поразила неприступность балерины, и он с упорством опытного ловеласа принялся штурмовать бастион ее сердца. Ольга Хохлова выдвинула условия: законный брак и контракт, подтверждающий ее права на половину состояния в случае развода.

Влюбленный Пабло не стал сопротивляться, тем более что вскоре Ольга подарила 40-летнему супругу первенца – сына Паоло. Пикассо был счастлив и вдохновлен, он часто писал портреты жены и сына, очарованный нежностью и женственностью Ольги. Молодая жена была также влюблена и восхищена своим супругом, и совсем не вспоминала слов, сказанных матерью художника в день их знакомства: «Я не верю, что с моим сыном может быть счастлива хоть одна женщина».

Но постепенно очарование влюбленности рассеивается. Бывшей балерине хочется вести светскую жизнь, вращаться в высшем обществе. Она хочет гордиться своим мужем и заставляет его «соответствовать» признанным нормам – правильно себя вести, одеваться в соответствии с модой. Все это надоедает Пикассо, привыкшему к творческому беспорядку. Он постепенно отдаляется от Ольги, и спустя некоторое время увлекается 17-летней красавицей Мари-Терез.

По-разному сложились судьбы совсем юных и вполне зрелых женщин, примеривших на себе платье Музы русского или зарубежного живописца. Кто-то из них, подобно возлюбленной Дали – Гала, до самой смерти пребывал в ореоле величия и преклонения. Другие, подобно Софье Кувшинниковой, лишь несколько лет озаряли творческий путь художника. Но каждая из них оставила свой след в истории и судьбе своего Мастера.




Комментарии
Комментарии загружаются. Пожалуйста, подождите...
Читайте также
Конкурс "Квинтэссенция лета"
Конкурс "Квинтэссенция лета"

Хотите увидеть свое интервью на сайте? Участвуйте в нашем летнем конкурсе! 

Лессировка в живописи
Лессировка в живописи

Лессировка — очень интересная техника, основанная на нанесении тонких (почти прозрачных) красок друг на друга. Благодаря этому...

Что художник должен знать о теории цвета? Часть 1.
Что художник должен знать о теории цвета? Часть 1.

Первое, что нужно уяснить себе – это что в живописи есть всего три цвета, которые невозможно получить путем смешивания других. Эти цвета &nda...

Включаем контроль: как определить, что картина готова?
Включаем контроль: как определить, что картина готова?

Редко когда художник точно знает, что картина завершена. На протяжении веков живописцы неоднократно утверждали, что момент завершения практически н...

Как выбрать акварельные краски?
Как выбрать акварельные краски?

Наверняка вы видели завораживающие картины, написанные акварелью. Эта чудесная техника, использующая акварельные краски, достаточно сложн...

Какие бывают карандаши?
Какие бывают карандаши?

Художнику важно знать, что будущий вид картины будет напрямую зависеть от того материала, из которого сделан карандаш. И чтобы рисунок был точно та...

Эстамп
Эстамп

Эстамп – это разновидность графического искусства, которая представляет собой оттиск на бумаге, выполненный с гравюрной формы. Эстампом можно...

Как начать и не забросить скетчбук? 4 простых шага.
Как начать и не забросить скетчбук? 4 простых шага.

Скетчбук — не просто блокнот для зарисовок. Это инструмент для саморазвития и проверки собственного прогресса, площадка для эксперименто...

Лаки для живописи
Лаки для живописи

Выбор лака для живописи может обернуться настоящей головной болью для начинающего художника, в то время, как опытный мастер уже точно знает, какой...

Не пропустите!

ТОП прошлой недели

Популярные картины прошлой недели!

Победитель конкурса "Картина дня"

Посмотрите, какая картина победиля сегодня!

Нравится ли вам оформление этой картины?

Анонимное голосование.
Оцениваем исполнение и подачу: качество фото, наличие посторонних предметов.


Впервые здесь?
Помощь по сайту

× Закрыть