Тонкая натура творца требует постоянной подпитки, озарения волшебным светом любви. Художник не может создавать свои шедевры без вдохновения, но в чем же его источник? Прекрасные музы художников – очаровательные избранницы великих мастеров – наполняли энергией сердца живописцев и помогали воплощать на полотне бессмертные произведения искусства.
Широко известны знаменитые русские музы европейских художников – Сальвадора Дали, Пабло Пикассо, Анри Матисса. Но и у каждого русского живописца была своя муза – жена, подруга, возлюбленная, без которых они не мыслили свое творчество и саму жизнь. Женская красота, богатство души, эмоциональная щедрость давали силы признанным мастерам кисти.
Марина Баскаковой(жена и муза Михаила Соколова) на фото слева
Музы русских художников:
Карл Брюллов и Юлия Самойлова
Великий русский художник, имевший по линии родителей французские и немецкие корни, родился в Санкт-Петербурге на стыке XXVIII и XIX веков. В 1823 году Карл вместе со своим братом Александром прибыли в Италию. Страна художников и поэтов стала для Брюллова неисчерпаемым источником вдохновения. Встреча в 1827 году с графиней Юлией Самойловой открыла новую страницу в его творчестве.
Юлия Павловна на момент знакомства с Брюлловым лишь недавно разошлась со своим супругом, графом Николаем Самойловым. Венчание состоялось в 1825 году, но уже спустя 2 года брак распался. Граф был склонен к картам и кутежам, а его красавица-жена пользовалась большим успехом у мужчин. В 1827 году Юлия едет в Италию и с легкостью входит в местное высшее общество. В знаменитом салоне княгини Волконской в Риме она знакомится с Карлом Брюлловым.
Карл и Юлия вместе путешествуют по Италии, художник подолгу живет на вилле графини. Красивая и энергичная аристократка дает силы для творчества, будоражит душу, становится неизменной моделью для многих произведений. Совместное посещение раскопок у Везувия привело к созданию знаменитого шедевра Брюллова «Последний день Помпеи». На картине графиня Юлия присутствует сразу в четырех ипостасях.
Отношения Брюллова и Юлии Самойловой длились до самой свадьбы художника в 1839 году. Спустя шесть лет Самойлова выходит замуж за необычайно красивого молодого итальянского тенора, но в тот же год певец умирает от чахотки. Уже в преклонном возрасте Самойлова заключает брак еще раз, но снова неудачно. Очеивдно что роль музы русского художника оказалась самой значимой в судьбе красавицы и аристократки Юлии Самойловой.
Исаак Левитан и Софья Кувшинникова
Признанный мастер пейзажа Исаак Левитан проявил талант живописца в ранней юности. В возрасте 13 лет он поступил в Московское училище живописи. Несмотря на большие достижения и огромное количество живописных работ, еврейский юноша даже не был удостоен звания художника. Московская богема не слишком привечала Левитана, а преподаватели училища вообще считали, что еврей не должен касаться русского пейзажа…
Одна из учениц Левитана, молодая художница Софья Кувшинникова, всерьез увлеклась пейзажистом. Будучи женой полицейского врача и сопровождаемая нелестными слухами, она восемь лет ездила с Левитаном на этюды по всей России – рисовала, вдохновляла, была его другом и музой.
Левитан практически не рисовал портретов, имея склонность к изображению пейзажей. Именно красота русской природы побуждала творца к созданию бессмертных шедевров. А еще – красота и вдохновение женщины, талантливой художницы Софьи Кувшинниковой. Среди небольшого количества портретов, написанных Левитаном, ее портрет занимает одно из центральных мест.
Левитан и Кувшинникова долгое время ездили по Волге, делали этюды, наслаждались свободой и творчеством. Конец 80-х – начало 90-х г. г. XIX века были отмечены для Левитана особым душевным подъемом: он наслаждался жизнью и обществом своей Музы, творил и мечтал. В 1994 году он увлекся другой женщиной, также чужой женой, Анной Турчаниновой. Но ее портрет в коллекции художника так и не появился …
Музы европейских художников:
Сальвадор Дали и Елена Дьяконова (Гала)
Судьба Елены Дьяконовой, получившей в подарок от первого мужа Поля Элюара праздничное имя Гала (с ударением на последнем слоге), настолько необычна, что о ней можно говорить и писать бесконечно. Не слишком красивая, чрезвычайно застенчивая молодая девушка в одночасье превратилась для окружающих в «стерву» и «нимфоманку», а для взбалмошного гения – в прекраснейшую женщину и музу.
В 18 лет Елена заболела чахоткой. Совершенно не веря в свое выздоровление, грустная и подавленная, она отправилась на лечение в Швейцарию. Лечение неожиданно помогло, и вскоре воспрянувшая духом Елена познакомилась с молодым парижанином – поэтом Полем Элюаром. Они поженились, 12 лет прожили счастливо, в браке родилась дочь Сесиль. Но однажды Поль имел неосторожность познакомить жену с Сальвадором Дали.
С первой секунды Дали и Гала безумно влюбились друг в друга. Дали было 25 лет, Гала – на 10 лет старше. Но в этой немного странной женщине Сальвадор сразу узнал свою давнюю мечту – хрупкую девочку в пушистой шубке, которая приходила к нему в детских мечтах… А Гала с женской прозорливостью почувствовала рядом с собой незаурядного человека, недооцененного гения, и решила посвятить ему свою жизнь.
Гала полностью отдала себя Дали. Что бы ни говорили сплетники за ее спиной, подозревая в алчности и расчетливости, она жила жизнью своего возлюбленного: лечила душевные раны, успокаивала после ночных кошмаров, искала новые заказы и помогала продавать картины. Всю жизнь она помогала Дали найти свой путь, направляла и наставляла, советовала и вдохновляла. Забывая о себе, она стала тенью Пикассо, его Музой и опорой.
Гала умерла на 7 лет раньше Дали. На похоронах великий Сальвадор рыдал как ребенок. После смерти своей Музы Дали практически потерял разум и больше не брал в руки кисть…
Пабло Пикассо и Ольга Хохлова
Пикассо – известный женолюб и сердцеед, за свою длинную жизнь (маэстро прожил 91 год) разбил немало женских сердец. Женщины всегда играли важную роль в его жизни и творчестве, но имя одной из них стоит особняком – имя русской балерины Ольги Хохловой. Не слишком выдающаяся в профессиональном плане, Ольга заняла гораздо более почетный пьедестал, став Музой гениального художника.
Впервые Пикассо увидел Хохлову во время гастролей балетной группы. Ольге на тот момент исполнилось 27 лет, она танцевала в кордебалете, отличалась грацией и изяществом, но была при этом сдержанна и девственно чиста. Пикассо поразила неприступность балерины, и он с упорством опытного ловеласа принялся штурмовать бастион ее сердца. Ольга Хохлова выдвинула условия: законный брак и контракт, подтверждающий ее права на половину состояния в случае развода.
Влюбленный Пабло не стал сопротивляться, тем более что вскоре Ольга подарила 40-летнему супругу первенца – сына Паоло. Пикассо был счастлив и вдохновлен, он часто писал портреты жены и сына, очарованный нежностью и женственностью Ольги. Молодая жена была также влюблена и восхищена своим супругом, и совсем не вспоминала слов, сказанных матерью художника в день их знакомства: «Я не верю, что с моим сыном может быть счастлива хоть одна женщина».
Но постепенно очарование влюбленности рассеивается. Бывшей балерине хочется вести светскую жизнь, вращаться в высшем обществе. Она хочет гордиться своим мужем и заставляет его «соответствовать» признанным нормам – правильно себя вести, одеваться в соответствии с модой. Все это надоедает Пикассо, привыкшему к творческому беспорядку. Он постепенно отдаляется от Ольги, и спустя некоторое время увлекается 17-летней красавицей Мари-Терез.
По-разному сложились судьбы совсем юных и вполне зрелых женщин, примеривших на себе платье Музы русского или зарубежного живописца. Кто-то из них, подобно возлюбленной Дали – Гала, до самой смерти пребывал в ореоле величия и преклонения. Другие, подобно Софье Кувшинниковой, лишь несколько лет озаряли творческий путь художника. Но каждая из них оставила свой след в истории и судьбе своего Мастера.