В 2012 году в мире искусства произошел довольно курьезный скандал: все бросились перепощивать новость об испанской пенсионерке Сесилии Хименес, "отреставрировавшей" фреску начала XX века.
Фреска под названием Ecce Homo («Се человек») была местной достопримечательностью маленького испанского городка Борха. Она действительно находилась в плачевном состоянии, но результат работы самопровозглашенного реставратора одновременно ужаснул и рассмешил общественность. Вместо лика Христа со стены храма теперь взирала, по выражению корреспондента BBC, «мартышка в плохо сидящей кофте». В интернете работа пенсионерки стала также известна, как «Пушистый Иисус».
По иронии судьбы, родственница автора фрески – художника Элиаса Гарсии Мартинеса – направила храму средства на восстановление его работы, но помощь запоздала: к тому моменту Хименес уже успела завершить начатое. Весть облетела все новостные каналы мира, а в интернете мгновенно приобрела статус мема, спровоцировав лавину карикатур.
Под шквалом осуждения прессы служители церкви кинулись оправдываться, огородили «место происшествия» и организовали комитет по восстановлению фрески.
Но тут дело приняло неожиданный оборот: в доселе безвестный городок с населением в 5 тысяч человек и царившей безработицей хлынули толпы туристов!
Доходы города выросли в разы, и церковь, не растерявшись, снова открыла доступ к фреске и начала брать с посетителей плату за вход. Сесилия Хименес, сначала просившая прощения за свой вандализм, тоже поменяла отношение к ситуации, наняла адвоката и стала требовать отчислений за труды.
Работу Сесилии Хименес теперь на полном серьезе называют "чудом" и "спасением для города". Оригинальную фреску теперь вряд ли восстановят, но покойный автор, вероятнее всего, тоже не был бы в обиде: до 2012 года его имя было знакомо лишь узкому кругу специалистов, теперь же оно стало известно всему миру.