Картина «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?» появилась как кульминация размышлений Поля Гогена о жизни и смерти. Также это полотно является венцом разработанного Гогеном стиля: смесь ярких эмоций экспрессионизма и широких импрессионистских мазков.
Полотно следует изучать справа налево: именно в таком порядке расположены молодость, зрелость и старость в интерпретации Гогена. «Нестандартное» для европейского глаза расположение сделано по аналогии с каббалистическим текстами, которыми был увлечен художник.
Картина насквозь пропитана символами. Спящий ребенок олицетворяет душу человека, еще не появившегося на свет. Собака в правом углу символизирует невзгоды, ожидающие человека на жизненном пути. Группа из трех женщин – это первая стадия человеческого бытия, то время, когда человек еще не начал познавать себя, и живет в блаженном неведении.
Мужчина, срывающий плод в центральной части картины – символ душевной зрелости, когда человек начинает интересоваться и открывать для себя тайны бытия и мироздания. По мнению Гогена, потребность в познании дана каждому с рождения, но не каждый стремится ее утолить.
Человек, держащийся за голову, олицетворяет вторую стадию душевного развития, когда личность приходит в отчаяние от осознания неразрешимости многих вопросов, касающихся мироздания. Две фигуры в красном – личность, способная к анализу, мудрецы, олицетворяющие третью ступень духовного развития.
Женщина в черном – это душа на пике развития, осознавшая необходимость земных страданий для обретения загробного покоя и неги. Фигура подростка, напротив, обозначает душу, которая так и не обрела мудрости, оставшись на детском уровне понимания мироздания, поняв лишь телесную сторону жизни.
Животные (коза и щенок с котенком) символизируют беспечность природы, не знающей мук духовных поисков и самопознания. Источник влаги – символ вечности бытия. Голубая статуя – божество, обнадеживающее странствующую душу, дарующее веру в жизнь после смерти.
Женщина, ничем не прикрывающая наготу – плотская сторона жизни, в которую, как в омут, кидаются приверженцы материального. Старуха – это обреченность тела на смерть: неразвившаяся душа обретет вечный покой, но не будет знать радости.
Белая птица у ног старухи взята Гогеном из египетского искусства, и является символом духовного пути. Птица, сжимающая в когтях ящерицу – символ неизбежной смерти.
Гоген отозвался о своей работе так: «Я верю, что это полотно превосходит все мои предыдущие и что я никогда не создам что-то лучше или даже похожее». Эти слова практически оказались пророческими: после создания картины художник прожил всего пять лет, и любимое полотно так и осталось самым заметным в его творчестве.