Городской пейзаж - это один из наиболее самобытных и увлекательных жанров живописи. Он немного выходит за привычные нам рамки такого понятия как "пейзаж". Художник, работая в этом жанре, изображает не шалаш и речку с полями и лесами, а город со всеми его плюсами и минусами. Где-то город вытесняет природу, а где-то - гармонично сочетается с ней. Главная задача художника - поиск баланса между природой и городом. На таких картинах всегда передан дух той или иной эпохи.
Изначально городской пейзаж, ровно как и пейзаж природный, не был самостоятельным жанром. Он являлся частью композиции полотен, причем зачастую это были картины на библейские сюжеты (на таких картинах фигурировал главный город христианского мира - Иерусалим) и портреты известных людей.
История городского пейзажа
В эпоху Средневековья художники изображали ад в качестве круглого или квадратного города.
Открытие итальянскими художниками линейной перспективы в эпоху Возрождения стало важнейшим фактором для развития жанра городского пейзажа. Это открытие позволило художникам не просто рисовать объекты сами по себе, а и пропорционально соотносить их друг с другом. Окружающий мир изображался во всей его многоликости. Так родился архитектурный пейзаж.
Наиболее яркие представители этого направления - Мантенья Андреа и Франческа Пьеро. Одновременно появились такие понятия как трехмерное пространство и светотень, вследствие чего картины стали реалистичнее.
Но городские пейзажи продолжали играть второстепенную роль в эпоху Возрождения, так как это было время возвращения к идеалам античности, когда все стремились изобразить человека и его тело как главный идеал.
Ситуация начала кардинально после изобретения техники масляной живописи нидерландским художником Яном ван Эйком в 15-м веке. Начиная с 16-го века, городской пейзаж начал оформляться как отдельный жанр живописи. В середине 17-го века он стал важнейшим жанром для художников из Нидерландов. Эта протестантская страна, первая сбросившая путы католицизма, активно развивала науку и искусство, благодаря чему местные художники научились использовать линейную перспективу для построения сложных композиций ландшафтного дизайна. Через свои полотна живописцы передавали важность борьбы с католической Испанией и морем (большая часть территории Нидерландов находится ниже его уровня).
Родоначальником городского пейзажа принято считать художника Яна Вермеера, который был ярчайшим представителем золотого века голландской живописи. Его картина "Вид Делфта", написанная в 1660-1661 годах, представляет собой пейзаж родного города Вермеера. Он смог каким-то гениальным образом создать эффект освещения на картине благодаря взаимодействию света и тени. За счёт больших отражений зданий в воде голландскому мастеру удалось соединить передний план с остальным пространством картины. Во время работы над картиной художник возможно даже использовал камеру-обскуру.
Французская Барбизонская школа живописи, существовавшая в середине 19-го века, оказала огромное влияние на развитие городского пейзажа и жанровых сцен. Символом этой эпохи являются работы французского живописца Гюстава Доре, изобразившего Лондон во всевозможных проявлениях: бедняцкие кварталы, скачки, строительство новых зданий и т. д.
Барбизонская школа живописи оказала значительное влияние на импрессионистов. Они стремились продемонстрировать многоликость города путем нечетких очертаний и размытых контуров. На их полотнах часто встречаются силуэты зданий, вокзалы и улицы при различном освещении.
В 1841 году американский художник Джон Рэнд изобрел оловянный тюбик для масляной краски. Это изобретение сделало городские пейзажи еще реалистичнее. Написанные с натуры маслом на холсте, они стали ярче и насыщеннее.
Направления городского пейзажа
Со временем жанр городского пейзажа распространился в других странах, таких как Германия, Франция и Англия. Особенности развития живописи в каждой конкретной стране способствовали появлению нескольких направлений:
Ведута и его предшественник - прото-ведута;
Архитектурный пейзаж;
Каприччио;
Урбанистический пейзаж;
Линейный пейзаж;
Парковый пейзаж;
Индустриальный пейзаж.
Стиль Ведута представляет собой гравюры, картины и рисунки, на которых изображены знаменитые памятники архитектуры и городские пейзажи. Родоначальниками ведуты считаются нидерландский художник Пауль Бриль (писал свои картины маслом) и немецкий живописец Йозеф Хайнц Младший, работавшие в 16-м и 17-м веках соответственно. Они писали так называемые прото-ведуты, перенеся свое творчество и идеи в Италию, - страну, в которой оба жили и работали.
Стиль появился в Италии благодаря нидерландскому художнику Гаспару ван Виттелю, творившему в последней трети 17-го и первой трети 18-го веков. Он ввел моду на крупные по размерам, детально прорисованные сцены из будничной жизни итальянских городов, получая в итоге красивые городские пейзажи конца Средневековья.
Пиком развития жанра ведута стала венецианская школа живописи 18-го века, в которой ведущую роль играл Джованни Антонио Каналь, писавший городские пейзажи в стиле академизма. Он изображал архитектурные элементы на своих картинах таким образом, чтобы вызвать у зрителя сильное впечатление от увиденного. Другим видным представителем ведуты был Франческо Гварди.
Архитектурный городской пейзаж был крайне популярен в 18-м веке. Живописцы уделяли много внимания архитектурным памятникам и графике, гармонично дополняющим природу. Представители: Джованни Баттиста Пиранези, Сильвестр Феодосиевич Щедрин, Юхан Кристиан Клаусен Даль.
Каприччио, что происходит от итальянского слова "capriccio", означающего прихоть, каприз, был популярен в 17-18 веках среди итальянских художников. Он представлял собой пейзаж-фантазию, изображающий развалины вымышленных античных городов Италии, Греции и Франции. Представители: Марко Риччи, Джованни Паоло Паннини, Юбер Робер, Фридрих, Каспар Давид.
Урбанистический пейзаж представляет собой современный жанр городской живописи. На таких картинах изображены мегаполисы с их небоскребами и другими технологическими новшествами. Изображение городских пейзажей акварелью и маслом - в зависимости от атмосферы, которую желает передать художник. Представители: Исаак Исраэлс, Клод Моне, Камиль Писсарро, Эдуард Леон Кортес, Георг Хендрик Брейтнер.
Линейный пейзаж - это городской пейзаж, на котором все бульвары и дороги устремлены в одну точку
Парковый пейзаж вмещал в себя просто изображения парковых зон городов в различные времена года.
Индустриальный пейзаж - это картины с изображением фабрик, зданий, башен, мостов, плотин и т. д. Главная цель таких полотен - передать красоту промышленных строений и романтизировать процесс их сооружения.
Первопроходцем в данном направлении был французский импрессионист Клод Моне с его картиной "Вокзал Сен-Лазар".
Индустриальный пейзаж в полной мере раскрылся во времена раннего СССР, когда было популярно создание романтических и вдохновляющих на стахановские подвиги картин. Они были посвящены восстановлению народного хозяйства и сооружению крупных объектов промышленности. Одним из лучших живописцев этого направления был Константин Богаевский.
Развитие городского пейзажа в России
В России городской пейзаж возник довольно поздно по европейским меркам. В 1767 году в санкт-петербургской Академии художеств был открыт класс пейзажа. Это положило начало развитию городского пейзажа в Российской империи. Первые гравюры с изображением Санкт-Петербурга появились во второй половине 18-го века. Особенностью создания ранних городских пейзажей в России был тот факт, что художники зачастую были ровесниками архитектурных сооружений, которые они рисовали. Желающим изобразить старинные здания на холсте приходилось ехать в Москву.
Настоящим мастером русского городского пейзажа считается Федор Алексеев. Будучи выпускником санкт-петербургской Академии художеств, Алексеев учился в Италии, где "заразился" любовью к городскому пейзажу у венецианских художников.
На картинах Алексеева Санкт-Петербург представляет в образе величественного, делового и аристократичного города. Художник сразу обращает внимание зрителя на прозрачную водную гладь Невы, которая в сочетании с чистым небом передает северную прохладу. Русский мастер сумел соединить на своих полотнах лирическое восприятие и документальную точность изображения "северной Венеции".
Еще одним выдающимся отечественным представителем городского пейзажа был Константин Коровин. Работая в стиле импрессионизма, художник создал красивые городские пейзажи Ялты, ночного Парижа и ряда северных городов. На его полотнах царит полная гармония оттенков и цветовых гамм.
Не менее выдающимися живописцами жанра городского пейзажа были Борис Михайлович Кустодиев и Илья Глазунов.
Современные художники передают настроение и динамику города с помощью заснеженных и дождливых мостовых, загадочного света фонарей, ярких огней рекламных билбордов, света фар мчащихся по дорогам машин и таинственных улочек с двориками.