Городской пейзаж: история и развитие жанра

Городской пейзаж: история и развитие жанра

Городской пейзаж - это один из наиболее самобытных и увлекательных жанров живописи. Он немного выходит за привычные нам рамки такого понятия как "пейзаж". Художник, работая в этом жанре, изображает не шалаш и речку с полями и лесами, а город со всеми его плюсами и минусами. Где-то город вытесняет природу, а где-то - гармонично сочетается с ней. Главная задача художника - поиск баланса между природой и городом. На таких картинах всегда передан дух той или иной эпохи.


Изначально городской пейзаж, ровно как и пейзаж природный, не был самостоятельным жанром. Он являлся частью композиции полотен, причем зачастую это были картины на библейские сюжеты (на таких картинах фигурировал главный город христианского мира - Иерусалим) и портреты известных людей.

 

 

История городского пейзажа


В эпоху Средневековья художники изображали ад в качестве круглого или квадратного города.
Открытие итальянскими художниками линейной перспективы в эпоху Возрождения стало важнейшим фактором для развития жанра городского пейзажа. Это открытие позволило художникам не просто рисовать объекты сами по себе, а и пропорционально соотносить их друг с другом. Окружающий мир изображался во всей его многоликости. Так родился архитектурный пейзаж.

Наиболее яркие представители этого направления - Мантенья Андреа и Франческа Пьеро. Одновременно появились такие понятия как трехмерное пространство и светотень, вследствие чего картины стали реалистичнее.
Но городские пейзажи продолжали играть второстепенную роль в эпоху Возрождения, так как это было время возвращения к идеалам античности, когда все стремились изобразить человека и его тело как главный идеал.

Ситуация начала кардинально после изобретения техники масляной живописи нидерландским художником Яном ван Эйком в 15-м веке. Начиная с 16-го века, городской пейзаж начал оформляться как отдельный жанр живописи. В середине 17-го века он стал важнейшим жанром для художников из Нидерландов. Эта протестантская страна, первая сбросившая путы католицизма, активно развивала науку и искусство, благодаря чему местные художники научились использовать линейную перспективу для построения сложных композиций ландшафтного дизайна. Через свои полотна живописцы передавали важность борьбы с католической Испанией и морем (большая часть территории Нидерландов находится ниже его уровня).

Родоначальником городского пейзажа принято считать художника Яна Вермеера, который был ярчайшим представителем золотого века голландской живописи. Его картина "Вид Делфта", написанная в 1660-1661 годах, представляет собой пейзаж родного города Вермеера. Он смог каким-то гениальным образом создать эффект освещения на картине благодаря взаимодействию света и тени. За счёт больших отражений зданий в воде голландскому мастеру удалось соединить передний план с остальным пространством картины. Во время работы над картиной художник возможно даже использовал камеру-обскуру.

Французская Барбизонская школа живописи, существовавшая в середине 19-го века, оказала огромное влияние на развитие городского пейзажа и жанровых сцен. Символом этой эпохи являются работы французского живописца Гюстава Доре, изобразившего Лондон во всевозможных проявлениях: бедняцкие кварталы, скачки, строительство новых зданий и т. д.

Барбизонская школа живописи оказала значительное влияние на импрессионистов. Они стремились продемонстрировать многоликость города путем нечетких очертаний и размытых контуров. На их полотнах часто встречаются силуэты зданий, вокзалы и улицы при различном освещении.
В 1841 году американский художник Джон Рэнд изобрел оловянный тюбик для масляной краски. Это изобретение сделало городские пейзажи еще реалистичнее. Написанные с натуры маслом на холсте, они стали ярче и насыщеннее.

Направления городского пейзажа

Со временем жанр городского пейзажа распространился в других странах, таких как Германия, Франция и Англия. Особенности развития живописи в каждой конкретной стране способствовали появлению нескольких направлений:

Ведута и его предшественник - прото-ведута;
Архитектурный пейзаж;
Каприччио;
Урбанистический пейзаж;
Линейный пейзаж;
Парковый пейзаж;
Индустриальный пейзаж.

Стиль Ведута представляет собой гравюры, картины и рисунки, на которых изображены знаменитые памятники архитектуры и городские пейзажи. Родоначальниками ведуты считаются нидерландский художник Пауль Бриль (писал свои картины маслом) и немецкий живописец Йозеф Хайнц Младший, работавшие в 16-м и 17-м веках соответственно. Они писали так называемые прото-ведуты, перенеся свое творчество и идеи в Италию, - страну, в которой оба жили и работали.

Стиль появился в Италии благодаря нидерландскому художнику Гаспару ван Виттелю, творившему в последней трети 17-го и первой трети 18-го веков. Он ввел моду на крупные по размерам, детально прорисованные сцены из будничной жизни итальянских городов, получая в итоге красивые городские пейзажи конца Средневековья.

Пиком развития жанра ведута стала венецианская школа живописи 18-го века, в которой ведущую роль играл Джованни Антонио Каналь, писавший городские пейзажи в стиле академизма. Он изображал архитектурные элементы на своих картинах таким образом, чтобы вызвать у зрителя сильное впечатление от увиденного. Другим видным представителем ведуты был Франческо Гварди.

Архитектурный городской пейзаж был крайне популярен в 18-м веке. Живописцы уделяли много внимания архитектурным памятникам и графике, гармонично дополняющим природу. Представители: Джованни Баттиста Пиранези, Сильвестр Феодосиевич Щедрин, Юхан Кристиан Клаусен Даль.

Каприччио, что происходит от итальянского слова "capriccio", означающего прихоть, каприз, был популярен в 17-18 веках среди итальянских художников. Он представлял собой пейзаж-фантазию, изображающий развалины вымышленных античных городов Италии, Греции и Франции. Представители: Марко Риччи, Джованни Паоло Паннини, Юбер Робер, Фридрих, Каспар Давид.

Урбанистический пейзаж представляет собой современный жанр городской живописи. На таких картинах изображены мегаполисы с их небоскребами и другими технологическими новшествами. Изображение городских пейзажей акварелью и маслом - в зависимости от атмосферы, которую желает передать художник. Представители: Исаак Исраэлс, Клод Моне, Камиль Писсарро, Эдуард Леон Кортес, Георг Хендрик Брейтнер.

Линейный пейзаж - это городской пейзаж, на котором все бульвары и дороги устремлены в одну точку


Парковый пейзаж вмещал в себя просто изображения парковых зон городов в различные времена года.


Индустриальный пейзаж - это картины с изображением фабрик, зданий, башен, мостов, плотин и т. д. Главная цель таких полотен - передать красоту промышленных строений и романтизировать процесс их сооружения.

Первопроходцем в данном направлении был французский импрессионист Клод Моне с его картиной "Вокзал Сен-Лазар".

Индустриальный пейзаж в полной мере раскрылся во времена раннего СССР, когда было популярно создание романтических и вдохновляющих на стахановские подвиги картин. Они были посвящены восстановлению народного хозяйства и сооружению крупных объектов промышленности. Одним из лучших живописцев этого направления был Константин Богаевский.

Развитие городского пейзажа в России

В России городской пейзаж возник довольно поздно по европейским меркам. В 1767 году в санкт-петербургской Академии художеств был открыт класс пейзажа. Это положило начало развитию городского пейзажа в Российской империи. Первые гравюры с изображением Санкт-Петербурга появились во второй половине 18-го века. Особенностью создания ранних городских пейзажей в России был тот факт, что художники зачастую были ровесниками архитектурных сооружений, которые они рисовали. Желающим изобразить старинные здания на холсте приходилось ехать в Москву.


Настоящим мастером русского городского пейзажа считается Федор Алексеев. Будучи выпускником санкт-петербургской Академии художеств, Алексеев учился в Италии, где "заразился" любовью к городскому пейзажу у венецианских художников.


На картинах Алексеева Санкт-Петербург представляет в образе величественного, делового и аристократичного города. Художник сразу обращает внимание зрителя на прозрачную водную гладь Невы, которая в сочетании с чистым небом передает северную прохладу. Русский мастер сумел соединить на своих полотнах лирическое восприятие и документальную точность изображения "северной Венеции".

Еще одним выдающимся отечественным представителем городского пейзажа был Константин Коровин. Работая в стиле импрессионизма, художник создал красивые городские пейзажи Ялты, ночного Парижа и ряда северных городов. На его полотнах царит полная гармония оттенков и цветовых гамм.

Не менее выдающимися живописцами жанра городского пейзажа были Борис Михайлович Кустодиев и Илья Глазунов.
Современные художники передают настроение и динамику города с помощью заснеженных и дождливых мостовых, загадочного света фонарей, ярких огней рекламных билбордов, света фар мчащихся по дорогам машин и таинственных улочек с двориками.




Комментарии
Комментарии загружаются. Пожалуйста, подождите...
Читайте также
Раннее утро. Туман.
Раннее утро. Туман.

Предлагаем вашему вниманию перевод урока по рисованию пейзажа пастелью от художника Ларри Бловица. 

Рисуем осень: 5 вдохновляющих идей
Рисуем осень: 5 вдохновляющих идей

Осень наступила и по календарю, и по градуснику, так что пора черпать из нее вдохновение полной ложкой. Предлагаем вам для этого пять отличных идей...

Восстановление использованных холстов
Восстановление использованных холстов

У каждого начинающего художника есть холсты, картины на которых не удались, либо не нравятся по каким-то причинам. Выбрасывать их жалко,...

Традиционное искусство Африки
Традиционное искусство Африки

Новый год прошел, а зима все не кончается. Устали? Тогда давайте перенесемся на самый жаркий континент – в Африку, и немного окунемся в ее ис...

Радуйтесь своим ошибкам!
Радуйтесь своим ошибкам!

Многие творческие люди очень строги к себе. Они корят себя за каждую ошибку, а затем долго печалятся. Но такой перфекционизм не ведет ни к чему хор...

Рембрандт и шестнадцать мушкетеров
Рембрандт и шестнадцать мушкетеров

Вандалы вырезали кусок холста, нанесли десяток ударов ножом и даже поливали полотно серной кислотой. Для чего?

Как стать настоящим мастером?
Как стать настоящим мастером?

Каждый начинающий художник мечтает о той поре, когда достигнет большого мастерства и сможет воплощать любые свои задумки. Но от новичка до мастера...

Как выбрать мастихин?
Как выбрать мастихин?

Прежде чем приступать к выбору мастихина, давайте определим, для чего он нужен в живописи. Изначально мастихин использовался как художественны...

Как фотографировать картины.
Как фотографировать картины.

У собственников картин часто возникает необходимость сфотографировать произведения искусства для того, чтобы снимок выставить в интернет или остави...

Не пропустите!

ТОП прошлой недели

Популярные картины прошлой недели!

Победитель конкурса "Картина дня"

Посмотрите, какая картина победила сегодня!

Нравится ли вам оформление этой картины?

Анонимное голосование.
Оцениваем исполнение и подачу: качество фото, наличие посторонних предметов.


Впервые здесь?
Помощь по сайту