Искусственное освещение для художника

Искусственное освещение для художника

Каждый художник знает, что лучшее освещение – естественное (дневное). Но что делать, когда нет возможности творить днем? Более того, в некоторых северных регионах световой день длится совсем недолго.

В подборе искусственного освещения для мастерской нет строгих правил, потому что по большей части все индивидуально. Но самое большое влияние на качество произведения и на здоровье ваших глаз оказывают следующие два параметра:

  1. Характеристики лампы
  2. Конструкция и мобильность осветительного прибора.

 

Характеристики лампы

Каждая лампа, помимо двух основных параметров (световой поток и температура света), имеет еще и индекс цветопередачи (его еще называют «коэффициент цветопередачи»).

Индекс цветопередачи – это показатель, который определяет схожесть цвета при искусственном и дневном освещении. Обозначается CRI или Ra.

Наверняка вы замечали, что при плохом тусклом освещении цвет одежды был один, а на улице днем – совершенно другой.  Этот показатель важен, а для художника – особенно. Эталонное значение – 100. Чем ниже, тем хуже цветопередача.

Максимальное значение дают только лампы накаливания и галогеновые. В нашем случае, для занятия живописью подойдет значение 90% и выше. Лампы, у которых не указан этот параметр, не подходят для занятий живописью.

 

  

Температура света указывается в градусах Кельвина (К) и определяет цвет света: чем ниже значение, тем холоднее цвет; чем выше – тем теплее. У светодиодных ламп этот показатель может варьироваться от 1800К до 6500К. Обычные лампы накаливания в этом плане примерно одинаковы: 2000К-3000К. Например, лампа накаливания 40Вт имеет температуру 2200К, 100 Вт -2800К. Кстати, температура света никак не влияет на степень нагревания лампы ;)

Возможно, следующая информация будет полезна (взято из Википедии):

- 5000К – солнце в полдень

- 5500К – облака в полдень

- 6200К – 7500К – близкий к дневному свету

- 7500К – дневной свет с большой долей рассеянного от чистого голубого неба.

 

 

Световой поток – это непосредственно яркость света. Чем выше показатель, тем ярче свет. На современных лампах этот показатель измеряется в люменах (Лм). Например, лампа накаливания 100Вт дает 1000Лм светового потока.

При проектировании освещения для помещений используются специальные формулы. Но в нашем случае они ни к чему, так как мы говорим о лампе для художника. У нас нет задачи равномерно освещать все помещение и добиться одинаковых показателей по всему периметру. Нам важно обеспечить грамотное освещение рабочей области при написании картины.

При выборе лампы для художника не стоит гнаться за чрезмерной яркостью. Важно учитывать, что впоследствии ваша картина будет размещена в местах, где без дополнительного освещения может стать тусклой и невзрачной.

Таким образом, при организации освещения ориентируйтесь на что-то среднее, чтобы максимально приблизиться к универсальности. Для качественной подсветки рабочего места художника оптимальным считается 200Лм на 1 кв.м помещения. Если вы планируете использовать прибор с закрытым плафоном, то можете увеличить данный показатель на 20%

 

 

Вообще тема ламп очень обширна. Нужно помнить, что ни одна лампа не сравнится с естественным светом, но, в то же время, и естественный свет тоже не идеален: установлено, что естественный свет слабее в освещении красных тонов, а искусственное – слабее в освещении синих оттенков.

Мерцание (коэффициент пульсаций). В заключение темы о характеристиках ламп, затронем данный показатель. Все световые приборы создают мерцание. Даже лампа накаливания: её показатель составляет 15-18%. Но мы этого не видим, потому что пульсация маскируется тепловой энергией. Однако на светодиодных лампах это видно очень хорошо, если навести на нее камеру. Либо сделать фотографию без вспышки и тогда можно заметить темные полос на снимке.

 

Пример мерцаний лампы накаливания при съемке 10 кадров в секунду.

 

Оптимальный показатель - 5%-10%. Мерцающий световой поток влияет на работу нервной системы. Соблюдение рекомендаций позволит меньше напрягаться глазам, избежать раздражения и головную боль.

Чем меньше лампа, тем больше вероятности мерцания. Современные лампы с цоколем Е27 почти все без пульсации. Модели с цоколем Е14 еще можно встретить с подходящими значениями данного параметра, тогда как лампы с цоколем G9 практически все не подходят для нужд художников. Это объясняется тем, что в маленьком корпусе очень сложно разместить хороший драйвер со сглаживающим конденсатором.

Варианты наиболее подходящих ламп

Найти удачное сочетание вышеперечисленных характеристик не так просто, как кажется на первый взгляд.

Мы провели небольшое исследование, и выяснили, какими лампами чаще всего пользуются художники. Например:

  • Philips Master TL-D 90 36W/950
  • Philips Master TL5 HO 90 De Luxe 950
  • Osram color proof T8 36W/ 950
  • Osram Lumilux de Luxe Daylight 36W/954
  • Osram Lumilux de luxe T8

Список приведён лишь для примера и не является рекламой :)

 

Оптимальные конструкции светильников

Даже если помещение оборудовано хорошим потолочным освещением, важно иметь в распоряжении направляемый источник света. Достойный результат и отсутствие теней на рабочей поверхности обеспечат 2 одинаковые по характеристикам лампы, выставленные на одном расстоянии от холста.

 

 

Классический бытовой вариант – светильники, прикручиваемые к столу. Большое преимущество в том, что они имеют поворотный плафон и гибкую ножку. Можно зафиксировать под любым углом наклона. В общем, просто и практично.

Такие осветительные приборы лучше выбирать с максимально широким плафоном. Узкий плафон может давать точечный свет и некорректно освещать рабочую поверхность холста. Хотя тут нужно учитывать расстояние лампы до рабочего пространства.

 

 

В качестве альтернативы можно присмотреться к торшерам. Как правило, они имеют длинную изогнутую опору и дают широкий световой угол. Плафоны стоит выбирать с матовой поверхностью.

 

  

Важно, чтобы не холсте не было бликов. Для этого многие мастера используют матовые стекла или устройства, наподобие софтбоксов, которые используются в фотостудиях. Можно соорудить рассеиватель из лавсановой ткани, но это заметно убавит яркость.

Если вы предполагаете, что осветительный прибор будет использоваться не только для живописи в мастерской или студии, но и дома в бытовых целях, к списку требований по лампе еще добавляется внешний вид. Всегда хочется, чтобы новый предмет гармонично вписывался в интерьер.

 

Заключение

В заключение подведем некоторые итоги:

- При выборе лампы нужно придерживаться показателей, максимально приближенных к естественному свету. В противном случае готовая картина будет «звучать» совсем не так, как задумывал художник.

- Не выбирайте слишком холодный или слишком теплый свет.

- Прислушивайтесь к ощущениям во время занятий живописью. Если глаза устают, лучше заменить осветительный прибор.

- Если прибор создает тени или блики, компенсируйте это матовым стеклом, или лавсановой тканью.

- Светильник должен быть удобен в эксплуатации. Возможность перемещения и смены положения (угла освещения) если не обязательна, то очень желательна.

 

Надеемся, что эта статья поможет разобраться в нюансах освещения и позволит организовать идеальную обстановку для рождения художественных произведений!

 

А какими лампами пользуетесь вы?




Комментарии
Комментарии загружаются. Пожалуйста, подождите...
Читайте также
Учимся рисовать носы
Учимся рисовать носы

Рассмотрим один из методов рисования человеческих носов для начинающих. В этом уроке мы обойдемся без серьезного построения, но изучим простые спос...

Уильям Моррис – первый дизайнер
Уильям Моррис – первый дизайнер

Профессия дизайнера сегодня популярна и востребована. Специалисты этой области заботятся о том, чтобы наши телефоны, машины, мебель и бытовые предм...

Что общего между наукой и искусством?
Что общего между наукой и искусством?

Кто-то, наморщив лоб, ответит, что и то, и другое – изобретение человеческого разума, но по сути – совершенно несвязанные явления. Но э...

Какие белила выбрать?
Какие белила выбрать?

Белила – незаменимая краска, которая необходима почти в любом виде живописи. Изначально белила были свинцовыми, позднее были изобретены цинко...

Реставрация картин
Реставрация картин

Большинство картин «солидного» возраста так или иначе подвергаются реставрации. Такова природа произведений искусства: если не занимать...

Петроградская Мадонна
Петроградская Мадонна

Именно так в народе прозвали картину Кузьмы Петрова-Водкина «1918 год в Петрограде». Образ матери, кормящей на балконе дитя, действител...

Проблема определения критериев художественности
Проблема определения критериев художественности

Изучение современного искусства, с одной стороны, актуально, с другой, - сложно. И все же любой, кто соприкасался с современным искусством, за...

Пишем в стиле старых мастеров: сфумато и чиароскуро
Пишем в стиле старых мастеров: сфумато и чиароскуро

Существует два классических живописных стиля, ассоциирующихся со старыми мастерами: «сфумато» и «чиароскуро», и сходства ме...

«Пушистый Иисус» или как Сесилия Хименес спасла город
«Пушистый Иисус» или как Сесилия Хименес спасла город

Испанская пенсионерка Сесилия Хименес "отреставрировала" фреску начала XX века и превратила лик Христа в «мартышку в плохо сид...

Не пропустите!

ТОП прошлой недели

Популярные картины прошлой недели!

Победитель конкурса "Картина дня"

Посмотрите, какая картина победила сегодня!

Нравится ли вам оформление этой картины?

Анонимное голосование.
Оцениваем исполнение и подачу: качество фото, наличие посторонних предметов.


Впервые здесь?
Помощь по сайту