«Мане от Моне не отличает» – эта фраза успела уже стать крылатой. А ведь и в самом деле сложновато для неспециалиста отличить этих выдающихся мастеров друг от друга.
Посудите сами: Эдуард Мане и Клод Моне не просто жили и творили в одно и то же время в одном и том же городе – более того, оба они работали в духе импрессионизма, приятельствовали, посещали одни и те же заведения и вдохновлялись идеями друг друга. Изначальное различие в материальных положениях – Моне был беден, а Мане богат – стерлось благодаря успехам обоих на творческом поприще. Еще больше запутывает тот факт, что у обоих художников есть известная картина с названием «Завтрак на траве».
Основное отличие в творчестве этих мастеров состоит в том, что Клод Моне – истинный импрессионист, его картины – это увековеченные «впечатления», и главная цель его творчества – сохранение красоты момента, попытка заморозить во времени сиюминутное. Эдуарда Мане же никак нельзя назвать импрессионистом в полном смысле этого слова. Несмотря на использования характерной живописной техники, его картины наполнены совсем другим смыслом; в его работах всегда наличествует конкретный сюжет, зачастую не лишенный провокации.
Нагляднее всего это видно, если сравнить оба «Завтрака»: на картине Мане изображена фривольная компания – дамы обнажены, вся атмосфера сценки призвана спровоцировать у зрителя бурные эмоции: у кого-то восхищение смелостью идеи, у кого-то – гневное возмущение.
У Моне же изображена чинная компания, любующаяся природой, и вся сцена отражает прелесть и красоту солнечного дня. Ничего попирающего мораль, да и никакого конкретного сюжета: попросту «жизнь хороша и жить – хорошо». Различна и подача картин: Мане всегда стремился к большей реалистичности, Моне же делал ставку на живописность, что находит свое отражение и на этих конкретных полотнах.