Всему Советскому Союзу хорошо была известна картина Шишкина «Три медведя». Еще бы – именно ее репродукция была размещена на всеми любимых конфетах «Мишка косолапый». Таким образом каждый сладкоежка мог почувствовать себя немного знатоком искусства.
Загвоздка заключается в том, что это была одна сплошная дезинформация: картина носит совсем иное название – «Утро в сосновом лесу», да и медведя на ней не три, а целых четыре. Просто на фантик один медвежонок не поместился – ведь картина имеет горизонтальное расположение, а место под репродукцию на обертке – вертикальное и узкое. Кое-кто разбирался в живописи получше, но все равно именовал картину с ошибкой – «Утро в сосновом бору», а ведь «бор» - и есть сосновый лес.
А самое главное – автора у картины два, а не один: кисти Ивана Шишкина принадлежит только окружающий пейзаж, медведи же написаны Константином Савицким. Правда, в этой путанице «виновата» уже не кондитерская фабрика. Дело в том, что после приобретения полотна для Третьяковской галереи Павел Третьяков зачистил подпись Савицкого на картине, поскольку, как он заявил впоследствии, «начиная от замысла и кончая исполнением, всё говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину».
И хотя Савицкий был автором замысла, да и благодаря веселым медвежатам, а не соснам, полотно снискало такую большую популярность, художник не стал обижаться и добровольно отказался от авторского права на медведей. Но количество мишек на оригинале от этого меньше не стало, так что давайте отделять мух… то есть, картины от конфет!