Живопись темперными и гуашевыми красками: технические нюансы

Живопись темперными и гуашевыми красками: технические нюансы

Темперные и гуашевые краски во время работы разводят водой, в продажу же они поступают либо отдельными флаконами, либо целыми наборами.

Темпера применялась живописцами еще в глубокой древности. Чаще всего при ее изготовлении использовали в качестве связующего вещества состав, включающий куриные яйца (для получения яичной темперы), или раствор гуммиарабика, или казеина, которые образовывали эмульсию при соединении с небольшим количеством льняного масла. Способы изготовления темперных красок и необходимая рецептура приведены в специальных изданиях по технологии живописи.

Разновидности красок

Сейчас в продаже имеются широко используемые в оформительском деле гуашевые краски. Есть много различных рецептов их изготовления с применением гуммиарабика и декстрина, а в некоторых случаях также и примеси меда, напоминающих рецептуру акварели, но для более дешевых сортов гуаши применяют в оформительской работе краски, где связующее вещество часто содержит раствор крахмала в соединении с небольшим количеством клея и едкого натра. Такие краски менее прочны, чем темпера, так как после высыхания при прикосновении к ним часто пачкают и стираются. Поверхности этюда, покрытые густым слоем гуашевых красок, легко осыпаются.

Следует помнить, что при высыхании краски темперы и гуаши очень изменяют свои тона, светлеют. Сравнительно с маслом здесь сложнее добиваться плавных переходов светотени.

Свойства красок и их использование

По внешнему виду этюды, написанные темперными и гуашевыми красками, имеют бархатистую, матовую поверхность. Чаще всего эти краски используют при решении декоративных задач. Темперными красками пишут на плотной (иногда тонированной) бумаге, на картоне или на холсте с «тянущим» казеиновым или эмульсионным грунтом. Нужно, чтобы в грунте не было слишком много клея и он втягивал часть воды, образуя хорошее сцепление с красочным слоем.

Готовые темперные работы хранят в папках или вывешивают на стены под стеклом, так как иначе красочный слой будет пылиться и портиться. Протирать темперные работы влажной тряпкой нельзя. В древности готовую темперную живопись покрывали лаком или вареным и отбеленным льняным маслом, но при этом она резко изменяла свои живописные качества.

Гуашевые и темперные краски рекомендуется использовать в школе на уроках декоративного и тематического рисования, но в работе с натуры им следует предпочесть акварель, которая позволяет ученикам добиваться более тонкой лепки формы в цветовых решениях и подбирать в соответствии с натурой цветовые отношения, не изменяющиеся при высыхании красок.

Студенты художественных училищ и академий часто используют темперную живопись в работе над эскизами и для написания пейзажных этюдов в периоды летней творческой практики. Художники иногда применяют темперу вместе с другими материалами: акварелью, пастелью, углем и сангиной, что дает интересные фактурные возможности. Так как темпера по внешнему виду похожа на клеевую живопись, то ею удобно пользоваться для написания эскизов театральных декораций.

Обратите внимание, что гуашевые краски малопригодны для многократного повторного нанесения мазков. Техника напоминает мозаичную кладку.

Учитывая, что краски в значительной степени светлеют и изменяются в цвете при высыхании, для нанесения на поверхность берут более интенсивный оттенок, чем в натуре.

Этюд можно выполнить на холсте или картоне с «тянущим», то есть вызывающим пожухание живописи, эмульсионным грунтом, или на бумаге, слегка тонированной нейтральной акварельной краской.




Комментарии
Комментарии загружаются. Пожалуйста, подождите...
Читайте также
Как правильно хранить кисти для живописи?
Как правильно хранить кисти для живописи?

Кисть - это продолжение руки художника. То, как выглядит кисть и в каком состоянии она находится, во многом говорит о самом художнике.

История кисти
История кисти

Самый важный для живописи инструмент – кисть – пришел к нам из Древнего Китая. Правда, изначально главным ее предназначением было напис...

История русского лубка
История русского лубка

Лубок – это, по сути, гравюра, отпечатанная с деревянной основы, а позднее – металлической. Происхождение лубок ведет из Китая, откуда...

Зерна от зерен
Зерна от зерен

Эдуард Мане и Клод Моне не просто жили и творили в одно и то же время в одном и том же городе – более того, оба они работали в духе импрессио...

Пишем в стиле старых мастеров: сфумато и чиароскуро
Пишем в стиле старых мастеров: сфумато и чиароскуро

Существует два классических живописных стиля, ассоциирующихся со старыми мастерами: «сфумато» и «чиароскуро», и сходства ме...

Автопортреты художников
Автопортреты художников

«Взгляд, устремлённый прямо на зрителя, и несколько неестественная асимметрия абриса лица, возникшая за счет зеркального переворота изображен...

Уильям Моррис – первый дизайнер
Уильям Моррис – первый дизайнер

Профессия дизайнера сегодня популярна и востребована. Специалисты этой области заботятся о том, чтобы наши телефоны, машины, мебель и бытовые предм...

Он в коллекцию мою попадать не хочет
Он в коллекцию мою попадать не хочет

«Жук» Иль Кабакова стал самым дорогим когда-либо проданным произведением современного (а также поныне здравствующего) российского худож...

Красавицы и «красавицы» Серова: часть 1.
Красавицы и «красавицы» Серова: часть 1.

Привилегиями известности для художника являются не только высокие гонорары и бесчисленные обращения заказчиков, среди которых можно выбирать, но вр...

Не пропустите!

ТОП прошлой недели

Популярные картины прошлой недели!

Победитель конкурса "Картина дня"

Посмотрите, какая картина победила сегодня!

Нравится ли вам оформление этой картины?

Анонимное голосование.
Оцениваем исполнение и подачу: качество фото, наличие посторонних предметов.


Впервые здесь?
Помощь по сайту