Живопись темперными и гуашевыми красками: технические нюансы

Живопись темперными и гуашевыми красками: технические нюансы

Темперные и гуашевые краски во время работы разводят водой, в продажу же они поступают либо отдельными флаконами, либо целыми наборами.

Темпера применялась живописцами еще в глубокой древности. Чаще всего при ее изготовлении использовали в качестве связующего вещества состав, включающий куриные яйца (для получения яичной темперы), или раствор гуммиарабика, или казеина, которые образовывали эмульсию при соединении с небольшим количеством льняного масла. Способы изготовления темперных красок и необходимая рецептура приведены в специальных изданиях по технологии живописи.

Разновидности красок

Сейчас в продаже имеются широко используемые в оформительском деле гуашевые краски. Есть много различных рецептов их изготовления с применением гуммиарабика и декстрина, а в некоторых случаях также и примеси меда, напоминающих рецептуру акварели, но для более дешевых сортов гуаши применяют в оформительской работе краски, где связующее вещество часто содержит раствор крахмала в соединении с небольшим количеством клея и едкого натра. Такие краски менее прочны, чем темпера, так как после высыхания при прикосновении к ним часто пачкают и стираются. Поверхности этюда, покрытые густым слоем гуашевых красок, легко осыпаются.

Следует помнить, что при высыхании краски темперы и гуаши очень изменяют свои тона, светлеют. Сравнительно с маслом здесь сложнее добиваться плавных переходов светотени.

Свойства красок и их использование

По внешнему виду этюды, написанные темперными и гуашевыми красками, имеют бархатистую, матовую поверхность. Чаще всего эти краски используют при решении декоративных задач. Темперными красками пишут на плотной (иногда тонированной) бумаге, на картоне или на холсте с «тянущим» казеиновым или эмульсионным грунтом. Нужно, чтобы в грунте не было слишком много клея и он втягивал часть воды, образуя хорошее сцепление с красочным слоем.

Готовые темперные работы хранят в папках или вывешивают на стены под стеклом, так как иначе красочный слой будет пылиться и портиться. Протирать темперные работы влажной тряпкой нельзя. В древности готовую темперную живопись покрывали лаком или вареным и отбеленным льняным маслом, но при этом она резко изменяла свои живописные качества.

Гуашевые и темперные краски рекомендуется использовать в школе на уроках декоративного и тематического рисования, но в работе с натуры им следует предпочесть акварель, которая позволяет ученикам добиваться более тонкой лепки формы в цветовых решениях и подбирать в соответствии с натурой цветовые отношения, не изменяющиеся при высыхании красок.

Студенты художественных училищ и академий часто используют темперную живопись в работе над эскизами и для написания пейзажных этюдов в периоды летней творческой практики. Художники иногда применяют темперу вместе с другими материалами: акварелью, пастелью, углем и сангиной, что дает интересные фактурные возможности. Так как темпера по внешнему виду похожа на клеевую живопись, то ею удобно пользоваться для написания эскизов театральных декораций.

Обратите внимание, что гуашевые краски малопригодны для многократного повторного нанесения мазков. Техника напоминает мозаичную кладку.

Учитывая, что краски в значительной степени светлеют и изменяются в цвете при высыхании, для нанесения на поверхность берут более интенсивный оттенок, чем в натуре.

Этюд можно выполнить на холсте или картоне с «тянущим», то есть вызывающим пожухание живописи, эмульсионным грунтом, или на бумаге, слегка тонированной нейтральной акварельной краской.




Комментарии
Комментарии загружаются. Пожалуйста, подождите...
Читайте также
Карандаши итальянские, свинцовые и серебряные
Карандаши итальянские, свинцовые и серебряные

Если заглянуть вглубь истории, то мы увидим, что карандаш, который по сей день используется изобрел великий ученый Никола Конти в 1794 году. После...

Символизм натюрморта
Символизм натюрморта

Стрекоз в Средние века относили к обычным мухам, и их изображение несло негативное значение – они олицетворяли дьявольское начало. Бабочки же...

Оформляем картину в багет
Оформляем картину в багет

Вряд ли кто-то из художников оспорит тот факт, что картине нужна «одежда» (и мотоцикл!) - багет. Правильно подобранное оформление карти...

Как легче всего испортить картину? Разбираем основные ошибки
Как легче всего испортить картину? Разбираем основные ошибки

Конечно, не каждой картине суждено считаться шедевром, но некоторые работы можно записывать в полные провалы с самого начала, а все из-за допущенны...

Лессировка в живописи
Лессировка в живописи

Лессировка — очень интересная техника, основанная на нанесении тонких (почти прозрачных) красок друг на друга. Благодаря этому...

Рисуем осень: 5 вдохновляющих идей
Рисуем осень: 5 вдохновляющих идей

Осень наступила и по календарю, и по градуснику, так что пора черпать из нее вдохновение полной ложкой. Предлагаем вам для этого пять отличных идей...

Как реалистично передать тон кожи маслом.
Как реалистично передать тон кожи маслом.

Масло – один из классических художественных материалов для рисования портрета. Тем не менее, именно воспроизведение оттенков человеческой кож...

Беда, с которой они жили
Беда, с которой они жили

В 1963 году знаменитый американский художник Норман Рокуэлл покинул журнал The Saturday Evening Post, в котором проработал не один десяток лет. При...

Как нарисовать падающий снег акварелью или тушью
Как нарисовать падающий снег акварелью или тушью

Писать снег, да еще и акварелью – зачастую непростая задача для начинающих. Но мы поможем! Раскрываем несколько секретов.

Не пропустите!

ТОП прошлой недели

Популярные картины прошлой недели!

Победитель конкурса "Картина дня"

Посмотрите, какая картина победила сегодня!

Нравится ли вам оформление этой картины?

Анонимное голосование.
Оцениваем исполнение и подачу: качество фото, наличие посторонних предметов.


Впервые здесь?
Помощь по сайту