Картина Рембрандта, широко известная, как «Ночной дозор», у автора имела куда более длинное название: «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга». Но интересно в ней не только и не столько это.
Картина была написана Рембрандтом в 1642 году по заказу Стрелкового общества Нидерландов. Но полотно дошло до нас не целиком – в XVIII веке его обрезали со всех сторон, чтобы поместить в новом зале меньших размеров. Такое варварское обращение с предметом искусства в наше время невозможно вообразить, но тогдашние оформители картинных залов не церемонились с полотнами великих художников.
Впрочем, то, что для нынешних поколений является наследием гения, для заказчиков Рембрандта стало работой, не соответствующей их запросам – поначалу художнику даже не захотели платить обещанное вознаграждение. Дело в том, что мастер очень серьезно отошел от тогдашних канонов написания портретов – а картина должна была стать торжественным портретом роты мушкетеров, состоящей из шестнадцати человек. Кроме того, что вместо статичного портрета Рембрандт изобразил шагающую процессию, он еще и добавил на картину восемнадцать персонажей, в результате чего некоторые из заказчиков оказались на заднем плане, и их лица с трудом можно было разобрать. При этом личность некоторых героев картины до сих пор является загадкой для исследователей. Есть даже предположение, что автор не забыл изобразить на картине и самого себя.
Еще один интересный факт связан с самим названием картины. 200 лет она не привлекала внимания общественности, перемещаясь из зала в зал. Когда шедевр обнаружили в XIX веке, состояние его было весьма плачевным. Миру это произведение представили под новым названием – «Ночной дозор». Но во время реставрационных работ в 1947 году было обнаружено, что холст сильно закоптился за годы ненадлежащего хранения, и после очистки темного налета стало совершенно очевидно, что этот дозор скорее «дневной».
Но и на этом мытарства картины не окончились. Шедевр еще три раза целенаправленно пытались покалечить: вандалы вырезали кусок холста, нанесли десяток ударов ножом и даже поливали полотно серной кислотой. Поэтому, как ни парадоксально, чтобы увидеть картину в первозданном виде, лучше отправляться не на ее родину и постоянное место пребывания – в Амстердам, а в Лондонскую Национальную галерею, в которой находится куда более сохранная копия XVII века.