Привилегиями известности для художника являются не только высокие гонорары и бесчисленные обращения заказчиков, среди которых можно выбирать, но временами и возможность с этими самыми заказчиками не церемониться. Великий русский живописец Валентин Серов иногда любил злоупотребить этим преимуществом.
Именно так он поступил с княжной и по совместительству светской львицей Ольгой Константиновной Орловой, написав с нее, по ее собственному заказу, ростовой портрет, а по сути – шарж, и притом не очень-то дружеский.
Орлова слыла одной из первых модниц, имела репутацию эффектной и элегантной дамы. Серов же в ее глаза был всего лишь «модным портретистом», инструментом для увековечивания ее изящества.
Но Серов посчитал ее пустой, надменной и не слишком привлекательной. Картина написана очень изысканно, но за высоким стилем нетрудно разглядеть сарказм. Чтобы подчеркнуть манерность княжны, художник усадил ее в максимально вычурную позу: нога выставлена вперед, плечи ее обнажены, с плеч спадают меха, а рука княжны демонстративно притрагивается к ожерелью. Кроме того, художник водрузил на голову Орловой нелепую шляпу. Княжна пыталась возражать, на что получила резкий ответ: «Эта шляпа – самое интересное, что тут можно рисовать!».
Поклонники Орловой подвергли портрет жесткой критике, обвинили его в несправедливости. Сам же Серов, говорят, картиной был весьма доволен. Брюсов писал об этом и некоторых других портретах художника: «Портреты Серова – всегда суд над современниками… Собрание этих портретов сохранит будущим поколениям всю безотрадную правду о людях нашего времени».
Княжну писали многие художники, и все они до одного превозносили ее элегантность и силуэт. Но лишь портрет Серова впечаталася в память потомков, и именно благодаря ему и в наше время не забыто имя светской дамы Орловой.