В отличие от декоративных, напыщенных и театральных западноевропейских пейзажей их полотна были реалистичны и наполнены тихой поэзией русской природы. И все же одного реализма и художественного мастерства было бы недостаточно для того, чтобы вызывать восхищение и любовь нескольких поколений россиян.
Секрет русских живописных шедевров заключается в том, что они относятся к категории так называемых душевных картин.
«Душа есть только в «Грачах»
Знаменитая картина А.К.Саврасова «Грачи прилетели» хранится в Третьяковской галерее. Ее считают живописным символом России, одной из наиболее душевных картин, открывшей новый взгляд на пейзажное искусство. Серо-голубое небо, подтаявший снег, березки, черные грачи, вернувшиеся из дальних странствий и погруженные в весенние хлопоты по обустройству гнезд, купола церкви, крыши деревенских домиков и открывающийся вдали бескрайний простор создают удивительный образ.
В 1871 году картина участвовала в первой выставке Передвижников. Описывая свои впечатления от выставки в письме к А.Ф.Васильеву, Крамской, сравнивает картину Саврасова с другими пейзажами и пишет, что в ней единственной есть душа. Почти теми же словами охарактеризовал картину Александр Бенуа: «В ней есть не просто вода, снег и воздух. В ней есть душа». Поэтический пейзаж Саврасова относится к категории так называемых душевных картин со смыслом.
Радуга над пейзажем
В душевной живописи художник соединяет в одно целое рисунок, живопись, состояние природы и свое собственное ее восприятие. Это роднит художников с поэтами. Исаак Левитан, которого Саврасов в свое время выпросил у Поленова себе в ученики, продолжил развитие настроенческой пейзажной живописи. Его «Март», «Золотая осень», «Вечер. Золотой Плёс», «Над вечным покоем» вошли в классику русской живописи. Но если «Март» пронизан солнечным настроением, то «Над вечным покоем» философскими размышлениями о вечности. Она относится к категории душевных картин со смыслом - рождает ощущение отрыва от земли с обрыва, на котором расположена церковь, полета между хмурым небом и бескрайней землей. И все же совершенно справедливо утверждение Г.Г.Нисского, что после Левитана над русским пейзажем воссияла радуга.
Ощущением любви к русской природе наполнены пейзажи Ивана Ивановича Шишкина. На Мордвиновские дубы, корабельные сосны, на мишек в сосновом бору можно смотреть бесконечно. Уже в наше время картины Шишкина пытались приравнять к фотографиям. Но в фотографиях нет самого главного - присутствия души художника. В.М.Васнецов в письме Шишкину в 1896 году писал, что его корни в почву русского искусства вросли так глубоко, что никто и никогда их из нее не удалит. Он восторгается тихой поэзией лесов Шишкина и задушевном облике природы на его полотнах.
Душевные картины могут быть написаны маслом или нарисованы карандашом. Не обязательно, чтобы на них был изображен пейзаж - это могут быть дети, деревеньки, натюрморты, бабушки и даже городская жизнь. Но в них должна жить душа и любовь художника. В этом урок великих русских живописцев.