Глядя на философские и полные загадок работы Рене Магритта (1898-1967) хочется найти ключ к их пониманию. Но может, миры Магритта это нарративные образы и сюр, не поддающийся расшифровке? Магритта относят к сюрреалистам, а для художников этого направления характерно увлечение идеями Фрейда о бессознательном.
Однако известно, что Магритт не любил, когда его называли сюрреалистом. Для своего творчества он выбрал название «магический реализм».
Его стиль жизни отличался от шаблонного представления о том, как должен жить художник. Он ненавидел пьянство и был счастлив в браке. Одевался он скромно и строго, так, как «одевались» персонажи его картин – черный сюртук, узкий галстук и обязательно шляпа-котелок.
Магритт 8 лет работал художником по обоям и рекламе. Он придерживался «классических» , «буржуазных» взглядов на жизнь – мужчина должен зарабатывать деньги, а его жена ни в коем случае не должна работать. Одним из самых больших увлечений художника было посещение кинематографа. В этой любви и скрыт один из ключей к разгадке картин Магритта.
Художник, безусловно, видел фильмы, которые выпускал Жорж Мельес в начале двадцатого века. Мельес был профессиональным фокусником и на заре появления кинематографа быстро осознал, что кино может помочь ему воплотить в жизнь самые невероятные идеи. Его фильмы это фокусы, перенесенные на экран. И одним из таких фокусов была игра с масштабами.
В картинах Магритта также можно увидеть этот прием. Паровоз, выезжающий по невидимым рельсам из камина. Маленькая женщина в огромной комнате. Не только игра с масштабами, но и более старые мельесовские фокусы нашли свое отражение в творчестве художника. Это классические фокусы с зеркалами и отражениями, известные «магам» еще до появления кино.
Помимо фокусов и кинотрюков, художника завораживали образы из фильмов. Один из таких образов – Фантомас. Этот хитрый и неуловимый злодей в маске впервые появился на экране в 1914 году, во времена юности Рене Магритта. Он будет встречаться у художника в разных вариациях на протяжении всей жизни.
Безусловно, помимо кинематографа, Магритт интересовался современным искусством своего времени. Он был лично знаком со многими известными сюрреалистами и очень любил работы предтечи сюрреализма- итальянского художника Джорджо де Кирико.
Работы де Кирико полны манекенов и странных, как бы застывших во времени городских пейзажей. Эти безлюдные пейзажи напоминают театральные и кино-декорации. Мы можем наблюдать нечто похожее и в некоторых работах Магритта.
В заключение разговора о художнике, хочется рассказать о случае, который произошел с Магриттом в 14 лет - его мать после продолжительной депрессии утопилась в реке. Художник довольно неохотно рассказывал об этом событии, и даже жена Магритта узнала о самоубийстве его матери лишь после женитьбы. Существует легенда, что подросток Рене Магрит видел тело матери, вытащенное из реки, и, что ее голова была скрыта задравшимся вверх платьем или плащом. Эта легенда объясняет появление в творчестве Магритта персонажей с закрытыми, как бы задрапированными белой тканью головами.
Однако, образ задрапированной головы скорее отсылает нас все к тем же фокусам, которые Магритт безумно любил. Драпируя предмет и совершая над ним загадочные пассы, фокусник превращает его во что - то другое. Чем станут головы двух влюбленных, когда фокусник резким движением сорвет покров? Безусловно, можно найти множество ключей к образам и сюжетам Магритта, но некоторые его загадки так и останутся без ответа