Все, кто проходил обучение живописи и рисунку, знают, что копирование работ мастеров – очень важный элемент учебы. Но при этом связанный с немалым количеством трудностей.
Что делать, если вы хотите скопировать какое-то конкретное произведение, а прямого доступа к оригиналу у вас нет? Такое бывает нередко: трудно добиться разрешения от музея, если вы не студент вуза, или же полотно находится в далеком городе, а может, вообще в другом государстве.
Решение, казалось бы, очевидно – следует воспользоваться репродукцией. Но не все так просто.
Если ваша цель – проникнуть в саму суть творчества выдающегося мастера и чему-то у него научиться, а не просто повторить сюжет и примерную цветовую гамму картины, придется немало попотеть.
Копирование картины с репродукции
Во-первых, размер репродукции должен соответствовать размеру вашего листа, иначе воспроизвести технику будет крайне сложно. Если картина небольшая – то и вовсе 1:1 к оригиналу. В этом случае вам не придется постоянно думать о соблюдении пропорций.
Во-вторых, следует убедиться, что на фото цвета максимально соответствуют оригинальному произведению. Имейте в виду, что искажения будут в любом случае, и неплохо бы сходить со своей репродукцией к оригиналу, чтобы понять, следует ли вам писать копию светлее, ярче, бледнее или с зеленоватым оттенком. Искажения будут минимальными, если вы приобретете фото в большом разрешении и закажете печать в хорошей типографии, берущейся за индивидуальные заказы. Но такой метод потребует сравнительно весомых денежных вложений. Можно воспользоваться услугами обычной фотостудии и распечатать там файл более-менее удовлетворительного качества (возможно, на нескольких листах, которые вам придется склеить между собой). Такой способ значительно бюджетнее, но и качество репродукции будет заметно ниже. Возможно, вам повезло и вы располагаете качественным постером с фоторепродукцией нужной картины – в этом случае воспользуйтесь им. Нелишним будет также иметь распечатки фрагментов в увеличенном виде – так будет проще рассмотреть технику и приемы.
В-третьих, перед началом работы непременно изучите как историю создания выбранной картины, так и творческий путь автора в целом. Вам важно понять основные принципы работы мастера, и пользоваться именно тем способом и теми материалами, какие использовал он, иначе научиться чему-либо будет невозможно.
В-четвертых, подумайте, какая именно часть работы художника вам интересна и сосредоточьтесь на ней. В обучении не всегда так важно фактическое копировании каждого элемента. Возможно, что в одной работе вам важнее всего скопировать композицию –тогда уделите ей все внимание, не углубляясь в прорисовку деталей. В другой же картине вас зацепил колорит – тогда изучите как можно подробнее манеру работы с цветом данного художника. А может, вы восхищены пластичностью фигур на картине? Тогда сделайте много смелых набросков с оригинала, чтобы научиться так же выразительно передавать движение или позу.
Ну, и в-пятых, не забудьте о правильно организованном месте работы и дневном свете.
Удачи и творческого вдохновения!