Многие люди, далекие от творчества, не могут понять современного искусства. Более того, часто его не понимают и опытные художники. Отчего так происходит?
Этому способствует тот факт, что мы не можем автоматически оценить художественную ценность чего-либо – человечество пока не выработало соответствующего инстинкта. Не существует также точного определения того, что можно назвать искусством, ведь оно не объективно и не существует вне восприятия человеческим умом.
Условно к искусству можно отнести любой объект, который создан в некоем творческом порыве – но и такому процессу тоже нет четкого определения. Когда речь идет о шедеврах Микеланджело или скульптурах Родена – тут вопросов не возникает у большинства более-менее образованных людей. А если речь о куске картона с тремя прорезями, проданном за миллионы долларов? Здесь уже впору призадуматься.
Размытые границы
Такие размытые границы, с одной стороны, дают художнику полную свободу самовыражения, а с другой – дают свободу и ушлым предпринимателям. Ведь такое положение вещей подкреплено еще одним нюансом: искусство – это всегда бизнес, в котором крутятся немалые деньги. И достаются они зачастую вовсе не тем художникам, которые не спят ночами, штрихуя семидесятую гипсовую голову, стараясь постичь волшебство светотени. Огромная часть искусства сегодня – просто маркетинг, ничего личного.
Таким образом, можно создать самый вульгарный низкокачественный продукт, который «языкастый» галерист продаст за немалые деньги. Работа такого «агента» – сама по себе часть современного искусства. Нередко на выставки берут работы, не отличающиеся особым качеством, но зато имеющие провокационное содержание, высмеивающие нравственные ценности или производящие отталкивающее впечатление. Начало этому явлению положил поп-арт, и со времен "художественных" консервов и унитазов какие только странные объекты не выставлялись в музеях мира! В 2014 году на выставке в Италии уборщица приняла один из таких экспонатов за мусор и вынесла его на помойку.
Но если талантливый художник и талантливый галерист-маркетолог находят друг друга – вот тогда получается поистине блестящий тандем, художника ждут успешные продажи, а галериста – толпы новых клиентов. Правда, чтобы попасть к хорошему «менеджеру по продажам» в сфере искусства, надо не только иметь хорошие работы, но и тоже уметь «уболтать» агента взять продукты вашего творчества на выставку. Постоянным «пропуском» в галереи может являться только раскрученное имя художника. Поэтому служитель музы, если не хочет жить впроголодь, обязан работать и над своим личным брендом, что, опять же, во многом упирается в деньги.
И все же немало художников разрывает этот замкнутый круг и начинает активно продавать свое творчество. Поэтому, если вы верите в свой талант и силы, работайте над раскруткой, стучите во все двери, и удача вам улыбнется!