“Мертвый слой” Фламандской живописи

“Мертвый слой” Фламандской живописи

Изучая технику некоторых старых мастеров, мы сталкиваемся с, так называемым, “Фламандским методом” масляной живописи. Это многослойный, технически сложный способ письма, противоположный технике “a la prima”. Многослойность предполагала особую глубину изображения, мерцание и сияние красок. Однако в описании этого метода, неизменно встречается такой загадочный этап, как “мертвый слой”. Несмотря на интригующее название, никакой мистики в нем нет.

Но для чего же он использовался?

Термин “мертвые краски” (doodverf - нид. смерть краски) впервые встречается в труде Карла ван Мандера “Книга о художниках”. Он мог назвать так краску, с одной стороны, буквально, из за мертвенности, которую она придает изображению,  с другой стороны, метафорично, так как эта бледность как бы “умирает” под последующим цветом. К таким краскам относили разбеленные желтые, черные, красные цвета в разных соотношениях. К примеру, холодно серый, получался при смешивании белой и чёрной, а черный и желтый, соединяясь, образовывали оливковый оттенок.

Слой, написанный “мертвыми красками” и считается “мертвым слоем”.

 

Превращение в цветную картину из мертвого слоя благодаря лессировкам

Этапы живописи "Мёртвым слоем"

Перенесемся в мастерскую нидерландского художника средних веков и узнаем, как он писал.

Сначала на загрунтованную поверхность переносился рисунок.

Следующим этапом была моделировка объема прозрачными полутенями, тонко переходящими в свет грунта.

Дальше наносилась имприматура - жидкий красочный слой. Он позволял сохранить рисунок, не давая частицам угля или карандаша попасть в верхние красочные слои, а также предохранял цвета от дальнейшей блёклости. Именно благодаря имприматуре до наших дней почти неизменными сохранились насыщенные краски на картинах Ван Эйка, Рогира ван дер Вейдена и других мастеров Северного возрождения.

Четвёртым этапом был “мертвый слой”, при котором на объемный подмалевок наносили разбеленные краски. Художнику необходимо было сохранить форму объектов, не нарушая свето-теневого контраста, что привело бы к тусклости дальнейшей живописи. “Мертвые краски” наносились только на светлые части изображения, иногда, имитируя скользящие лучи, клали белила маленькими точечными мазками. Картина приобретала дополнительный объём и зловещую мертвенную бледность, которая, уже в следующем слое “оживала” благодаря многослойным цветным лессировкам. Необыкновенно глубокой и сияющей кажется такая сложная живопись, когда свет отражается от каждого слоя, как от мерцающего зеркала.

Сегодня этот метод используют не часто, однако, знать о секретах старых мастеров важно. Пользуясь их опытом, можно экспериментировать в своём творчестве и искать свой путь во всевозможных стилях и техниках.

Примеры работ

Мертвый слой и лессировки в творчестве Антона Алексеева:

 

 

Первые слои живописи Яна Ван Эйка. Cв.Варвара. 1437

 

По прежнему яркие краски на картине Яна Ван Эйка - Мадонна с картезианским монахом. 1425. 




Комментарии
Комментарии загружаются. Пожалуйста, подождите...
Читайте также
Влияние цвета на восприятие картины
Влияние цвета на восприятие картины

Цветовая наполненность живописи - вот что в первую очередь привлекает посетителей галерей и любителей искусства. Каждый цвет, его оттенок...

Эстамп
Эстамп

Эстамп – это разновидность графического искусства, которая представляет собой оттиск на бумаге, выполненный с гравюрной формы. Эстампом можно...

Как рисовать модульные картины
Как рисовать модульные картины

Модульные картины состоят из нескольких частей (из двух и более), связанных общей тематикой или сюжетом. Из-за разделения целостного...

Художественная техника гризайль в истории мирового искусства
Художественная техника гризайль в истории мирового искусства

Название популярной художественной техники гризайль («grisaille») произошло от французского «gris», что значит «серый...

Пишем акварелью: 10 советов для начинающих
Пишем акварелью: 10 советов для начинающих

Предлагаем вам 10 подсказок, которые помогут избежать основных ошибок и улучшить самые первые результаты.

Секреты рисования портрета по фотографии
Секреты рисования портрета по фотографии

Фотография – инструмент, который в самые короткие сроки с момента изобретения занял важнейшее место в искусстве живописи, и оказал на него ог...

Великие художницы, покорившие мир своим талантом
Великие художницы, покорившие мир своим талантом

В живописи, как и в других видах искусства, традиционно главенствуют представители сильного пола. Казалось бы, тонкая и чувствительная женская нату...

Как заблудиться в трех медведях
Как заблудиться в трех медведях

Всему Советскому Союзу хорошо была известна картина Шишкина «Три медведя». Еще бы – именно ее репродукция была размещена на всеми...

Как выбрать этюдник
Как выбрать этюдник

Этюдник – незаменимая вещь для художника. Это своего рода деревянный ящик, предназначенный для хранения всех необходимых прина...

Не пропустите!

ТОП прошлой недели

Популярные картины прошлой недели!

Победитель конкурса "Картина дня"

Посмотрите, какая картина победиля сегодня!

Нравится ли вам оформление этой картины?

Анонимное голосование.
Оцениваем исполнение и подачу: качество фото, наличие посторонних предметов.


Впервые здесь?
Помощь по сайту

× Закрыть