Модернизм и постмодернизм в живописи

Модернизм и постмодернизм в живописи

Два направления в искусстве, модернизм и постмодернизм, тесно связаны и в то же время совершенно различны. Сами названия нацеливают на сопоставление этих двух терминов. Модернизм подразумевает нечто совершенно новое, это попытка полностью обновить приевшиеся веками художественные формы.

Постмодернизм идет дальше: он сметает любые догмы, отрицает единообразие форм и художественных приемов и словно краски на палитре смешивает стили, культуры и направления. Попробуем разобраться, чем отличается модернизм от постмодернизма, и узнаем имена главных представителей этих направлений.

Модернизм – новое прочтение реальности

Модернизм зародился во Франции в конце XIX – начале XX вв. Это было совершенно новое искусство, которое по словам теоретиков модернизма целиком состояло из отрицания старого. За пальму первенства в модернизме условно боролись два французских живописца – Эдуард Мане и Гюстав Курбе.

Произведения этих двух живописцев в сюжетном плане во многом сходны: подчеркнутая реалистичность, изображение повседневности, порой использование обнаженной натуры. В противовес привычным ранее мифологическим и религиозным сюжетам, модернизм в живописи и искусстве утвердил приоритет обычного человека – с заурядной внешностью, без регалий и украшательств.

Персонажи картин Гюстава Курбе «Мастерская художника» и «Похороны в Орнане» – реальные люди из окружения мастера. Именно реалистичность картин вызывала у критиков раздражение. Они не могли смириться с тем, что изображение провинциалов или представителей богемы составляют сюжеты произведений искусства.

 

Работы Курбе и других альтернативных художников не были приняты на ежегодную выставку «Парижский салон». Это послужило поводом для создания параллельной выставки, которую назвали Салоном Отверженных. Она открылась одновременно с официальной экспозицией в другой части парижского Дворца Индустрии и имела колоссальный успех.

Русский модернизм был представлен в живописи не менее ярко- Бенуа, Бакстом, Врубелем, Лансере, Сомовым, Анной Остроумовой-Лебедевой.

 

 

Модернизм в живописи не был однородным искусством. В его рамках зародилось множество течений, отличающихся стилем и манерой исполнения – импрессионизм, символизм, сюрреализм, абстракционизм и некоторые другие.

Художественные направления модернизма

Модернизм провозгласил абсолютную творческую свободу. Реалистичность уступила место чувственному восприятию творца. Лучшие представители модернизма в живописи изображали окружающий мир так, как видели его сами, в разрез с общепринятыми канонами. Философией модернизма стало самовыражение. Привычные образы художники стали подавать по-новому, опираясь на собственное мировосприятие.

Импрессионизм и постимпрессионизм

С французского языка термин «impression» переводится как «впечатление». Картины художников-импрессионистов отражают мимолетный взгляд, непосредственное впечатление автора от увиденного. Портреты и пейзажи наполнены движением, игрой света и тени. Здесь нет четких контуров, все немного размыто и недосказано.

При взгляде на картины Клода Моне и Пьера Ренуара создается ощущение, что их персонажи застыли лишь на мгновение. Еще секунда, и зонтик вырвется из рук девушки, подвластный порыву ветра, или кавалер наступит нечаянно на туфельку своей партнерши. 

Для постимпрессионизма характерна стилизация изображений. Таким способом художники стремились показать сложное через простое, загадочное и таинственное – через обыденное и привычное. Сложный внутренний мир творца интерпретировался в понятных для восприятия образах. Яркие представители представители постимпрессионизма в живописи– Ван Гог и Поль Гоген.

Символизм

Художественные приемы символизма – загадочность и недосказанность, взгляд на предмет изнутри, а не извне. Использование символов и аллегорий в большой степени характерно для литературных произведений. Поэты и писатели с их помощью выражали то, что невозможно было сказать обычными словами.

Глубоким символизмом, избытком чувств и мыслей наполнены живописные полотна Гюстава Моро и Джорджа Фредерика Уоттса. Одним из видных представителей символизма, и в целом русского модернизма в живописи, был Михаил Врубель. 

 

Кубизм

Основоположники кубизма – Пабло Пикассо и Жорж Брак. Суть кубизма заключается в перенесении привычного трехмерного пространства в двухмерную плоскость. Последователи кубизма утверждали и развивали постулат Сезанна о том, что в основе любого предмета лежат четкие геометрические формы. Глядя на портрет, сразу отмечаешь если не геометрическое совершенство, то однозначно оригинальное видение художника.

Абстракционизм

Абстракция как стремление к идеальному образу органично вписалась в творческую позицию гениев модернизма Василия Кандинского и Казимира Малевича. Их широко известные «круги» и «квадраты» вполне отвечают главному принципу абстракционизма – приоритету внутреннего сюжета над внешним.

Замысел художника зачастую остается за пределами понимания зрителя, но от этого ценность картины только возрастает. Знаменитый «Черный квадрат» Малевича претерпел немало критики, однако остается одной из самых дорогих картин в мире.

Прочие разновидности модернизма – сюрреализм, экспрессионизм, футуризм и другие менее выраженные по характеру направления сменяли друг друга в попытках утвердить свою значимость. Построенный на отрицании прошлого модернизм постепенно изжил себя и утратил потенциал к развитию. На смену модернизму пришел постмодернизм, утвердивший смешение стилей, совмещение разных культур и направлений.

Постмодернизм

Бесконечные попытки придумать что-то новое, непохожее на все ранее созданное, привели художников к простой мысли: все, что можно было создать, уже создано. Мир таков, какой он есть: изменить его или подчинить человеческому разуму невозможно. Задача современного творца – не «придумывать колесо» и не отрицать труды предшественников, а умело их интерпретировать, переосмыслить и переработать на свой манер.

 

Постмодернизм имел столько ответвлений и разночтений, что о создании универсального канона не могло быть и речи. Единственный базовый принцип заключался в неограниченной свободе самовыражения. Направления постмодернизма – дадаизм (Марсель Дюшан), концептуализм (Брюс Науман), ассамбляж, или объемный коллаж (Сезар Бальдаччини), поп-арт (Энди Уорхол), а также абстракция, минимализм и множество других.

К середине XX века постмодернизм утвердился как совокупность течений, объединенных общими характерными особенностями:

  • полная свобода художника в выборе средств самовыражения;
  • подача традиционных образов и сюжетов в новом контексте;
  • «сочетание несочетаемого» – объединение в одной картине разных стилей, эклектика;
  • эпатажность вплоть до скандальности;
  • ироничный характер произведений, самоирония автора.

Постмодернизм имеет глубокое философское обоснование. В трактовке постмодернистов любое знание относительно. Это означает, что каждая интерпретация существующего абсолютна равноправна с оригиналом. Именно на почве такого восприятия возникли произведения Уорхола, изображающие Мэрилин Монро или Венеру Ботичелли.

 

Сравнивать модернизм и постмодернизм довольно сложно хотя бы потому, что одни и те же художники творили в обоих направлениях. Характерными чертами модернизма можно условно назвать символизм, последовательность, четкий замысел. Постмодернизму, напротив, присущи нарочитая бессмысленность, случайность, игра воображения и высмеивание авторитетов. Модернизм – это поиск глубины и единства, приоритет духовности в искусстве и в жизни. Постмодернизм – это поверхностность и смешение стилей, желание вызвать шок и возмущение, насмешка над миром и самим собой.




Комментарии
Комментарии загружаются. Пожалуйста, подождите...
Читайте также
Как нарисовать кота карандашом
Как нарисовать кота карандашом

Подборка лучших видео уроков по теме рисования кота карандашом. Впрочем, будем рисовать не только кота, но и кошек и котят...

Урок: рисуем голову лошади
Урок: рисуем голову лошади

Давно мы с вами не проводили занятий по рисованию! Сегодня нарисуем карандашом лошадиную голову. 

Советы для будущих мастеров пейзажа
Советы для будущих мастеров пейзажа

Главная задача пейзажиста – передать зрителю то настроение и эмоции, которые он испытал при взгляде на пейзаж, во всей их остроте. 

Что художник должен знать о цвете и смешивании красок? Часть 3.
Что художник должен знать о цвете и смешивании красок? Часть 3.

Противоположные цвета – это максимально к...

Ответ художника вандалу
Ответ художника вандалу

В городе Витебске на одной из будок появился портрет Евгения Леонова в известной роли из кинофильма «Джентльмены удачи». Но целым портр...

Как мотивировать себя к творчеству?
Как мотивировать себя к творчеству?

Самым главным мотивом к творчеству у человека, который им не занимается, является подражательный мотив: то есть ему нужно увидеть, рассмотреть и вп...

Как правильно использовать фото для живописи?
Как правильно использовать фото для живописи?

Хотя некоторые художники с неохотой признают тот факт, что используют в работе фотоснимки, поскольку считают это «нечестным», все же фо...

Громкая слава или бесславный конец?..
Громкая слава или бесславный конец?..

Обычно имена авторов подделок неизвестны широкой публике, ведь если такой мошенник спрятался хорошо, то мы о нем никогда не узнаем, а если плохо &n...

Художественные байки и веселые истории
Художественные байки и веселые истории

Последнее время целыми неделями мы с вами изучаем основы живописи. Усердие – это прекрасно, но нужно же иногда и отдыхать!

Не пропустите!

ТОП прошлой недели

Популярные картины прошлой недели!

Победитель конкурса "Картина дня"

Посмотрите, какая картина победила сегодня!

Нравится ли вам оформление этой картины?

Анонимное голосование.
Оцениваем исполнение и подачу: качество фото, наличие посторонних предметов.


Впервые здесь?
Помощь по сайту