Вы используете неподдерживаемую версию браузера. Пожалуйста, обновите ваш браузер чтобы полнооценно пользоваться всеми возможностями сайта.

Пиши как Моне! Изучаем технику мастера.

Пиши как Моне! Изучаем технику мастера.

Клод Моне – самый обласканный вниманием публики импрессионист, да и, наверное, самый авторитетный. Его полотна, стремящиеся поймать мимолетное отражение солнечных лучей в разное время дня и в различной обстановке, поражают воображение и через сто лет после смерти художника. Сейчас, когда все вокруг перегружено визуальными образами, мир глазами Моне даже сильнее цепляет зрителя.

Что из себя представляет импрессионизм? 

Импрессионисты появились около 1870-го года, когда группа художников время от времени собиралась вместе на пленэры и пыталась воспроизвести на холстах эмоции и впечатления, которые в них рождал пейзаж. Их манера письма оказалась новаторской, разительно отличающейся от принятой до той поры: их работы не были ни детально прописанными, ни реалистическими, а тематика не относилась ни к классическим, ни к историческим сюжетам. В то время это было серьезным отступлением от традиций, и художники подвергались насмешкам критиков и публики.

Какие техники использовал Моне?

Самый главный принцип импрессионизма – сложный, переливающийся цвет, достигаемый минимальным смешением красок, нанесением мазков разного цвета рядом и позволяющий получить эффект «светящихся» объектов, набирающих объем при наблюдении издали. Многие картины импрессионистов при разглядывании с близкого расстояния выглядят довольно размыто и раздробленно, но стоит отойти на пару шагов – и вот он, волшебный эффект! Непрозрачные краски, которые использовали импрессионисты, куда эффективнее отражали свет. Две краски, наносимые рядом друг с другом, по тогдашней теории цвета, усиливали друг друга, а смешиваемые – теряли яркость. Кроме того, импрессионисты часто не использовали контуры объектов. 

Моне писал по большей части маслом, но временами работал и пастелью, а также всегда имел при себе альбом для набросков. Он пользовался весьма ограниченным набором цветов, совершенно отказавшись от коричневого и других «земляных» оттенков. К 1886 году исчез с его палитры и черный. Когда в 1905 году у Моне спросили, какие цвета он использовал в очередной работе, художник ответил: «Главное – знать, как правильно использовать цвета, а когда знаешь, выбор определенного цвета – лишь дело привычки». 

Согласно книге Джеймса Херда «Пиши как Моне», художник использовал всего девять цветов: свинцовые белила (ближе всего к ним современные титановые), желтый кром (современный аналог – кадмий желтый светлый), кадмий желтый, виридоновую зеленую, изумрудную зеленую, французский ультрамарин, синий кобальт, краплак красный (или ализарин), киноварь и черную слоновую кость (последнюю – только до 1886-го года).

Моне писал только на светлой основе – белой, светло-желтой и бежевой, и использовал непрозрачные краски. Подробное изучение одной из картин дает понять, что художник зачастую наносил краску на холст из тюбика, или смешивал краски прямо на холсте. Кроме того, он использовал лессировки, нанося участками тонкие слои краски поверх нижнего слоя, который проглядывал снизу. Мазки Моне были и широкими, и тонкими, а также точечными в светах, что создавало уникальную текстуру.

Существует два распространенных заблуждения о Моне.

Первое из них – это то, что будучи импрессионистом, Моне писал спонтанно, подчиняясь порывам вдохновения. На самом же деле он очень тщательно готовился к работе, планировал каждую картину и очень много и усердно трудился для достижения результата. Нередко он писал целые серии работ на одну и ту же тему при разном освещении и разной погоде, только чтобы поймать изменчивые световые эффекты. 

Второе заблуждение – это что все полотна Моне написаны прямо на месте, где он находил натуру. В реальности многие свои картины он заканчивал в своей студии. Сам Моне говорил так: «Сделаны ли мои виды соборов, Лондона и другие с натуры, или нет – никого не касается, да и не имеет ровно никакого значения». 

Как же научиться писать, как Моне?

Нет ничего проще и ничего сложнее. Просто возьмите ваши самые яркие и светлые краски, полюбите природу и волшебство света до глубины души и работайте, как проклятые – именно такая стратегия принесла успех Клоду Моне. Удачи в творчестве!

Большая часть статьи – перевод с английского.

Комментарии
Комментарии загружаются. Пожалуйста, подождите...
Поддержите нас:
вступайте в группу, ставьте лайки! :)
Закрыть