Итальянская художница XVII столетия Сирани прожила всего 27 лет, но достигла за эти годы немалого, особенно для женщины того времени. Сейчас ее назвали бы настоящей феминисткой и трудоголиком.
Элизабетта – единственная женщина, включенная историком Карло Мальвазией в книгу, описывающую лучших живописцев Болоньи. Именно Мальвазия обратил внимание родителей на талант девочки и необходимость помочь ему развиться. Впрочем, город Болонья в те времена отличался наиболее прогрессивными нравами, в том числе и в отношении женщин, что тоже положительно повлияло на становление Сирани.
Отец Элизабетты – художник-гравер Андреа Сирани – учился у знаменитого живописца Гвидо Рени, который был частым гостем в их доме. С одной стороны, это поспособствовало развитию мастерства Элизабетты, а с другой – самую ее знаменитую работу, портрет Беатриче Ченчи, много лет ошибочно приписывали руке Рени. Этому заблуждению поспособствовало и то, что после смерти живописца Элизабетта делала много упрощенных копий с его работ, доступных в мастерской отца.
Элизабетта не получила никакого специального образования, поскольку доступ в Академию искусств для женщин был закрыт, но много занималась с отцом, который привил ей любовь к темным и насыщенным краскам. Романтическую манеру исполнения Элизабетта «подсмотрела» у Гвидо Рени. Так и сложился ее собственный стиль, впитавший лучшее от двух ее учителей. Излюбленной темой юной художницы были портреты страдалиц, а также мстительниц и убийц, которые она писала в своей быстрой, нервной манере. Исполняла она, как и большинство художников того времени, и библейские, и мифологические сюжеты. Ее кисти принадлежит немало изображений Мадонны с младенцем, а также много автопортретов. Женские образы Сирани поражали воображение современников, и у нее было немало заказчиков уже в возрасте пятнадцати лет.
Юная добытчица
Вышло так, что отец Элизабетты потерял способность писать из-за больной руки, и в семнадцать лет девушка – неслыханное дело! – была вынуждена содержать всю семью на деньги, выручаемые ею за картины. Вместе с сестрами Элизабетта возглавила мастерскую отца. Сирани даже удалось открыть собственную школу, в которой она обучала живописи женщин.
По легенде, Элтизабетта писала невероятно быстро. Говорят, что герцог Козимо Медичи, который лично заказал художнице изображение Мадонны, получил заказ чуть ли не выходя из ее мастерской.
Дата написания портрета Беатриче Ченчи, убившей отца – жестокого истязателя, и приговоренной за это к смерти, точно неизвестна. Но важна ли дата для полотна, заслужившего такую славу? Картина изображает Беатриче позирующей для Гвидо Рени перед казнью. Правда, в реальности Рени с Беатриче не встречался, так что картину можно расценить как своеобразный поклон Элизабетты покойному кумиру ее детства. Многие европейские путешественники, видевшие картину в Риме, писали о ней вдохновенные отзывы. Писал о ней и Чарльз Диккенс:
«Портрет Беатриче Ченчи в палаццо Барберини — картина, забыть которую невозможно. Сквозь чарующую красоту её лица просвечивает нечто такое, что неотступно преследует меня. Я и сейчас вижу её портрет так же отчетливо, как вот эту бумагу или свое перо. На голову свободно накинуто белое покрывало; из-под складок его выбиваются пряди волос. Она внезапно обернулась и смотрит на вас, и в её глазах, хотя они очень нежны и спокойны, вы замечаете какое-то особое выражение, словно она только что пережила и преодолела смертельный ужас или отчаяние, и в ней осталось лишь упование на небеса, прелестная печаль и смиренная земная беспомощность».
Сирани сделала копию фигуры Беатриче с собственного полотна. Картина носит название «Девушка в тюрбане» и в наше время находится в галерее города Хельсинки.
Причины ранней кончины Элизабетты Сирани выяснились не сразу. Поначалу предполагалось, что ее зачем-то отравила служанка, но после вскрытия выяснилось, что Сирани умерла от язвы желудка. Здесь уже все обвинения посыпались на отца, якобы заставлявшего дочь так много работать.
Похороны Элизабетты были невероятно помпезны, ведь, как написал ее биограф Мальвазия, девушка была «славой женского пола, драгоценным камнем Италии и солнцем Европы».