Громкая слава или бесславный конец?..

Громкая слава или бесславный конец?..

Ни для кого не секрет, что в мире большого искусства крутятся немалые суммы денег, а где деньги – там вертятся и жулики различного масштаба. Мошенничество в сфере изобразительного искусства чаще всего связано с подделкой работ наиболее известных художников. Обычно имена авторов подделок неизвестны широкой публике, ведь если такой мошенник спрятался хорошо, то мы о нем никогда не узнаем, а если плохо – он просто окажется за решеткой.

Но некоторым фальсификаторам удается широко прославиться и даже несколько обелить свое имя. Таков Хан ван Меегерен – автор подделок Вермеера и Питера де Хоха.

Еще во время обучения живописи ван Меегерен получил золотую медаль за мастерскую стилизацию под акварельную технику XVII века. Педагоги нередко делали юному художника замечания за излишнюю подражательность, но его это ничуть не обижало, а, напротив, подстегивало к усердным занятиям.

Присущий ему консерватизм и толкнул ван Меегерена на путь фальсификатора: он не желал искать «свой путь» в творчестве, работы старых мастеров казались ему эталоном, к которому единственно следует стремиться. Поскольку работы в чужом стиле не так уж ценятся на рынке, художник не нашел никакого иного выхода, как выдавать свои картины за работы кумиров.

Первые его эксперименты «под старину» не снискали популярности, но, тем не менее, уверили художника в собственных силах. В середине 30-х он пишет лучшую свою подделку под Вермеера – «Христос в Эммаусе». Осенью 1937-го года картина была опознана искусствоведом (с будто «говорящей» для русского уха фамилией Бредиус) как несомненно вермееровская. По мнению исследователя, картина была написана Яном Вермеером в «итальянский период», то есть в момент увлечения живописца итальянскими мастерами. Именно на это и рассчитывал талантливый фальсификатор.

С 1938 по 1943 годы ван Меегерен написал целую серию подделок под Вермеера и Питера Хоха и отлично заработал на их продаже. Трещины-кракелюры, придающие полотна «старинный» вид, ван Меегерен умудрялся наносить, обжаривая картины в печке. Фальсификатор даже придумал себе изящное оправдание: как известно, Ян Вермеер оставил мало полотен на религиозную тематику, и ван Меегерен принялся восполнять этот пробел.

В 1943 году он умудрился сбыть «картину Вермеера» «Христос и судьи» нацистскому рейхсмаршалу Герингу, фанатичному коллекционеру живописи, за почти рекордную сумму, когда-либо уплаченную за картину старых мастеров – 1,6 млн гульденов. Но после победы над Германией эта остроумная проделка вышла художнику боком: в 1945-м картина была обнаружена, и продавец был вычислен без труда. Ван Меегерена обвинили в распродаже национального культурного достояния и взяли под стражу.

За сотрудничество с врагом художнику грозило длительное заключение, и он решил выбрать меньшее из зол, рассказав правду. Чтобы проверить истинность его заявлений, ван Меегерена поместили под стражу в специально арендованный дом на 6 недель, в течение которых он должен был написать еще одну поддельную картину. Так на свет появилась последняя его работа – «Молодой Христос, проповедующий в храме». Фальшивое происхождение кракелюр было установлено при помощи рентгеновских лучей.

В итоге ван Меегерена осудили за подделку произведений искусства всего на один год тюремного заключения, но художника это не спасло: он скончался в камере всего через месяц. Сердечный приступ был спровоцирован многолетним злоупотреблением наркотиков и алкоголя.




Комментарии
Комментарии загружаются. Пожалуйста, подождите...
Читайте также
Урок: рисуем голову лошади
Урок: рисуем голову лошади

Давно мы с вами не проводили занятий по рисованию! Сегодня нарисуем карандашом лошадиную голову. 

Как составить портфолио и резюме художника. Советы искусствоведа.
Как составить портфолио и резюме художника. Советы искусствоведа.

На протяжении веков существования профессиональ...

Проблема определения критериев художественности
Проблема определения критериев художественности

Изучение современного искусства, с одной стороны, актуально, с другой, - сложно. И все же любой, кто соприкасался с современным искусством, за...

Сангина, соус, уголь: мягкие материалы в графическом рисунке.
Сангина, соус, уголь: мягкие материалы в графическом рисунке.

Графический рисунок ассоциируется в первую очер...

Правила ухода за картинами
Правила ухода за картинами

Поскольку уход за художественными произведениями требует определенного уровня знаний, будет вполне целесообразно напомнить читателям об основных пр...

Бэнкси: неуловимый арт-террорист
Бэнкси: неуловимый арт-террорист

Флер загадочности – вынужденная мера для уличного художника Бэнкси. Всю жизнь этот англичанин борется с властями за свободу самовыражения, ри...

Доисторическая живопись
Доисторическая живопись

Самые ранние рисунки, найденные на нашей планете, датируются сорока-двадцатью тысячами лет назад. Все древние изображения от палеолита до Средневек...

«Репин» за десятку и красочные потеки за миллионы
«Репин» за десятку и красочные потеки за миллионы

Пути готовых картин неисповедимы, а в старые времена, когда широкая реклама была доступна немногим мастерам, и вовсе было сложно предугадать судьбу...

Как рисовать ступни: разбираем ошибки
Как рисовать ступни: разбираем ошибки

Продолжаем рубрику "Советы новичкам".

Не пропустите!

ТОП прошлой недели

Популярные картины прошлой недели!

Победитель конкурса "Картина дня"

Посмотрите, какая картина победила сегодня!

Нравится ли вам оформление этой картины?

Анонимное голосование.
Оцениваем исполнение и подачу: качество фото, наличие посторонних предметов.


Впервые здесь?
Помощь по сайту