С течением времени менялись идеалы красоты, социальная структура и социальное положение женщины в обществе, в частности. Всё это нашло своё отражение в портретах известных русских художников.
Множество женских портретов известных русских художников вошли в копилку мировых шедевров. Юные девочки, девушки и взрослые женщины, царственные особы и простые крестьянки украшают картины известнейших художников с мировым именем. Предлагаем вам ещё раз взглянуть на них.
Юным особам уделялось особое внимание, ведь молодость и красота так быстротечны. Высокая смертность от чахотки и прочих заболеваний, ранние смерти в родах и весьма скромная общая продолжительность жизни вплоть до начала XX века придаёт портретам девушек у известных художников тех лет оттенок грусти и порой даже мистики.
1. «Портрет Марии Ивановны Лопухиной», написанный Владимиром Боровиковским в 1797 году является одним из самых известных портретов с изображением девушки. Марии на этом портрете всего 18 лет, она только что вышла замуж, а сам портрет стал для неё подарком от мужа. К сожалению, в 23 года её сгубила чахотка, и многие связывали её скоропостижную смерть именно с этим портретом. Сила художественного таланта Боровиковского оказалась отчасти «виновна» в этом: картина была настолько «живой», что, казалось, сам дух умершей остался заключённым в ней. Суеверные слухи говорили о том, что портрет Марии Лопухиной забирает жизни, и молодым девушкам запрещено смотреть на него.
2. Картина русского живописца Алексея Серова «Девочка с персиками» изображает 11-тилетнюю девочку, дочь хозяина усадьбы «Абрамцево». Картина передаёт счастливую беззаботность детства, а сам автор картины говорил о ней так: «Всё, чего я добивался, — это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Писал я больше месяца и измучил её, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, — вот как у старых мастеров».
3. «Алёнушка» Виктора Васнецова. Художник, вдохновившись народным творчеством и его лирическим и возвышенным духом передал в картине тончайшую связь между настроением модели и состоянием природы. Юная Алёнушка грустит о потерянном младшем братишке и, кажется, что природа грустит вместе с ней. По разным данным, прототипом для неё служила девушка, случайно встреченная художником во время его визита в село Ахтарка. По другой версии моделью стала дочь Саввы Мамонтова, хозяина усадьбы «Абрамово», где он писал «Девочку с персиками».
4. Карл Брюллов и его «Всадница». В 1893 году картину приобрел Павел Третьяков, с тех пор она является частью собрания Третьяковской галереи. Специалисты музея достоверно не знают, кто именно изображен на картине, поэтому в архивных документах она упоминается просто под названием «Всадница». Считается, что для портрета позировала Юлии Самойловой, графиня, подруга и возлюбленная художника. Но в последнее время приходят к выводу что позировала приемная дочь Самойловой, Джованина. Сама Самойлова прославилась в обществе тем, что развелась с мужем и жила так, как считала нужным ей самой, что для того времени считалось недопустимым. Она являлась моделью для множества его картин – её лицо трижды встречалось в картине «Последний день Помпеи».
5. «Неизвестная» пера Ивана Николаевича Крамского окутана тайнами. Никто не знает, кто являлся моделью для этой картины, никто не знает, как происходила работа над ней. Крамской и сам поддерживал ореол загадочности: на все вопросы о картине он отвечал либо уклончиво, либо отмалчивался. Поговаривали, что на ней изображена княгиня Екатерина Михайловна Долгорукова, которая на протяжении многих лет была тайно близка с императором, и что в коляске был ещё один пассажир – возможно, сам Александр II.
Портреты женщин известных художников до сих пор вдохновляют на творчество все новых и новых творцов.