Основы рисования пастелью

Основы рисования пастелью

Когда художники еще писали свои картины при помощи сангины, угля, сепии или угольного карандаша, появился новый материал для живописи - пастель. Это сухие, мягкие карандаши без оправы, напоминающие мелки. Техника пастели любима многими художниками.

 

В основном эту технику предпочитают те мастера, которым важнее всего максимально точно передать цветовое настроение, фон и атмосферу картины, уступая реалистичности мелких деталей.

Какая бывает пастель?

Пастель разделяют на три вида: сухую, масляную и восковую. Чаще всего художники пользуются сухой пастелью, но есть также и те, кто предпочитает масляную (панда). Пастель дает неограниченную свободу в приемах работы.

Ознакомьтесь со статьей Выбор пастели для начинающих.

 

Сухая пастель
Масляная пастель
Восковая пастель

Начинающему художнику не рекомендуется браться сразу за этот материал. Было бы неплохо для начала освоить азы академической живописи и тогда, при определенной последовательности и опыте, можно успешно использовать приемы этой техники.

Сухая пастель бывает твердой и мягкой. Каждая из них имеет свои особенности. Тут уже нужно выбирать исходя из собственных предпочтений, но в твердой пастели связующего вещества больше, поэтому она менее ломка.

Как рисовать пастелью?

Разберем самую популярную – технику сухой пастели. Рисование начинают с предварительного рисунка. Рисовать можно любым мелком пастели, главное аккуратно и едва видны. Лучше чтобы цвет такого мелка не слишком отличался от тона бумаги (серый либо черный) и легко смахивался при помощи маленькой тряпки.

Также можно работать и угольком, как это делал известный художник И.И. Левитан.

Пастель. Автор: Исаак Левитан.
 

Совет: Не пользуйтесь графитным карандашом – он не подходит для предварительного подмалевка, пастель впоследствии будет плохо на него ложиться.

Когда предварительный рисунок сделан, можно приступать к нанесению основного тона, отломив от мелка пастели небольшой кусочек (где-то 2-3 см) для удобства.

После того как основные цветовые и тоновые отношения найдены, нужно уточнить рисунок, прорабатывая объём предметов. Пастель имеет свойство бесподобно передавать их материальность. Пользуясь такими приемами как штрих, точки, линии, мазки плашмя и прочие, можно отлично уточнить формы. Обобщить форму можно растиркой (пальцем, растушкой), но все зависит от задач и интересов художника.

Совет для начинающих: заранее определитесь с тональным отношением каждого из предметов для правильной её передачи (самое светлое, светлое и темное).

В составе всех мелков сухой пастели содержится простой белый мел, который затрудняет передавать насыщенные по цвету тени. Выход из этого – правильный тон. Как это сделать? Черным или темно-серым цветом сначала прокрашиваются темные участки, уже, после чего вводится цвет при помощи растушевки или штриховки.

Когда все части рисунка проработаны, художнику следует еще раз с нескольких сторон посмотреть на свою работу для выделения главных деталей. Таковые выделяются более тщательной проработкой, а второстепенные и слишком контрастные детали смягчаются растушевкой.

 
 

Техника масляной пастели имеет схожие приемы, но все же отличается от сухой. Например, чтобы растереть такую пастель, усилий понадобиться несколько больше, к тому же для этого нужна будет кисть и разбавитель (пинен) № 4.

В этой технике для предварительного рисунка используют мелок масляной пастели либо сухой уголек. Основные тона также рисуются плашмя или штриховкой небольшим кусочком мела.

Подмалевок рисуется щетиной кисти (№ 12-14), размазывая ею по рисунку с пиненом или другими аналогами разбавителей для масляных красок.

При работе с тенями, опытные художники советуют, чтобы тон соответствовал конечному результату. При прорисовке деталей, форм и фактур, можно не ограничиваться приемами работы – растушевывайте (размывайте) тряпкой, кистью, пальцем.

Бытует неправильный подход со стороны некоторых художников, что все работы пастелью выглядят чересчур мыльными и растушеванными. На самом деле это же еще лучше, ведь хорошо, когда есть возможность выделить акцентированные места, а вторичные размыть! Это позволяет реализовать любой замысел художника.

Полезно знать!

— Если у вас есть высохшая пастель, которой сложно писать на бумаге, её можно растолочь до порошкообразного состояния. Добавив в неё воды, получится паста, которой можно наносить мазки разной интенсивности;

— Известная художница Лесли Харрисон является лучшим современным мастером пастельной живописи. Её картины просто неповторимы. Некоторые даже путают их с фотографиями или картинами, написанные маслом. Такой реалистичности, как утверждает художница, она достигла при помощи велюровой или песчаной бумаги. Первая – хорошо сглаживает линии и цвета, а вторая – обостряет важные детали;

— Работать пастелью можно на натянутом холсте, только вот для пастельной живописи требуется специальный подрамник. Таковой изобрел французский художник Жило. Холст на нём должен натягиваться с помощью специальных винтов — тогда это то, что нужно;

— Бережно храните рисунок, написанный пастелью. Для этого работу можно закреплять или помещать под стекло.




Комментарии
Комментарии загружаются. Пожалуйста, подождите...
Читайте также
Проблема определения критериев художественности
Проблема определения критериев художественности

Изучение современного искусства, с одной стороны, актуально, с другой, - сложно. И все же любой, кто соприкасался с современным искусством, за...

Как выбрать багет для картины
Как выбрать багет для картины

Багет — это необходимый элемент оформления, который, в первую очередь, должен быть неразделимым с картиной. Он служи...

История кисти
История кисти

Самый важный для живописи инструмент – кисть – пришел к нам из Древнего Китая. Правда, изначально главным ее предназначением было напис...

Пишем в стиле старых мастеров: сфумато и чиароскуро
Пишем в стиле старых мастеров: сфумато и чиароскуро

Существует два классических живописных стиля, ассоциирующихся со старыми мастерами: «сфумато» и «чиароскуро», и сходства ме...

Аутсайдер - арт
Аутсайдер - арт

Грубое искусство или арт- брют часто путают с так называемым искусством аутсайдеров. Но если арт-брют скорее "искусство с...

Техника акриловой живописи: основы
Техника акриловой живописи: основы

С появлением акриловых красок  мир живописи увидел новую реальность. Акрил быстро завоевал популярность в самых разных областях: живопись...

Как выбрать кисть для масляной живописи?
Как выбрать кисть для масляной живописи?

Вы ищете кисти для рисования маслом и не знаете, какие нужно покупать? Действительно, в магазине их довольно много: колонок, щетина, пони...

Рембрандт и шестнадцать мушкетеров
Рембрандт и шестнадцать мушкетеров

Вандалы вырезали кусок холста, нанесли десяток ударов ножом и даже поливали полотно серной кислотой. Для чего?

Лессировка в живописи
Лессировка в живописи

Лессировка — очень интересная техника, основанная на нанесении тонких (почти прозрачных) красок друг на друга. Благодаря этому...

Не пропустите!

ТОП прошлой недели

Популярные картины прошлой недели!

Победитель конкурса "Картина дня"

Посмотрите, какая картина победила сегодня!

Нравится ли вам оформление этой картины?

Анонимное голосование.
Оцениваем исполнение и подачу: качество фото, наличие посторонних предметов.


Впервые здесь?
Помощь по сайту