Когда речь заходит о живописи, мы невольно представляем себе холст или бумагу, кисти, краски. Это понятно, ведь все классические произведения выполнены именно так, и мы привыкли видеть картины в багете. Но в наше время существует много других основ для живописи, причем даже самые неожиданные!
"Стандартные" поверхности для живописи
1. Металл
Такие основы больше предназначаются для живописи акрилом, маслом. Часто художники используют листы из меди, нержавеющей стали и алюминия.
Самый "жирный" плюс этих основ - безупречная прочность. Но со временем любой металл окисляется, а при воздействии температуры он имеет свойство сжиматься или разжиматься, что приводит к трещинам (кракелюрам). Поэтому сохранность полотна на металле невысокая. Исключением является сусальное золото, которое, в отличие от обычного металла, не нужно дополнительно грунтовать. А рисуя полупрозрачными красками выходит завораживающий теплый тон и золотое мерцание.
Из-за своего большого веса все живописные работы, выполненные на металлических основах, небольшие. Однако сейчас художникам представлена удивительная возможность писать на таком строительном металлическом материале как “сотовый алюминий”. Он легкий, гладкий как стекло, не подвержен изгибам и деформациям от высыхающих красок. Алюминиевые соты по своей структуре напоминают гофрированный картон. Купить такой материал можно в художественных салонах или магазинах металлического оборудования.
Чем писать по металлу? Самые лучшие краски для металлических основ – акрил. Можно работать и маслом. Предварительно основу нужно очистить от ржавчины и протравить грунтовкой для металла.
2. Фанера
Этот материал изготавливается из тополя, березы и красного дерева. В итоге получается многослойная доска, одна сторона которой грубая, а другая – гладкая. Толщина варьируется от 0.6 до 1.3 см. Перед работой фанеру зачищают наждачной бумагой и грунтуют клеевым раствором.
Чем писать по фанере? Здесь выбор практически неограничен: можно писать маслом, акрилом, чернилами, карандашом, гуашью и акварельными красками. Даже уголь отлично ложится на фанеру. Самое главное - толщина фанеры для живописи не должна быть менее 6 мм.
В качестве грунта можно приобрести специальный грунт для фанеры, или подойдет акриловая грунтовка.
Если вы собрались работать маслом, идеально будет пропитать фанеру олифой. Вместо грунтовки можно использовать недорогой вариант – клей ПВА – краска ложится прекрасно!
Обратите внимание! Если размер полотна превышает 45 см, не зависимо от его толщины, его стоит укрепить деревянным каркасом.
3. Оргалит
Материал представляет собой смесь из измельченных в опилки деревянных волокон и клея. Из всего этого получается твердая доска оргалит, которая отличается стойкостью, долговечностью и прочностью. Срок хранения оргалита сравним со сроком хранения твердых пород древесины.
Из недостатков стоит отметить большой вес и склонность прогибаться по направлению к центру тяжести. Поэтому листы оргалита усиливают с задней стороны деревянными соединительными скобами.
Продается оргалит практически везде и недорого. Лучше брать оргалит гладкий с обеих сторон.
Чем писать по оргалиту? Масло – наилучшие краски под эту основу.
Нестандартные основы для живописи
1. Асфальт
Рисование на асфальте пришло к нам с 16 века, когда итальянские уличные художники изображали библейские сцены на улицах городов. Для этого использовался уголь, мел, цветы и песок.
Сегодня существует даже традиция этому направлению – на улицах Санта-Барбары и Грацие-де-Курнаноне проводятся крупные фестивали по уличному рисованию на асфальте.
На сегодняшний день популярность этого направления не угасает. Кроме мелков и угля используются специальные, стойкие к непогоде, краски в баллончиках. Особенно часто на асфальте рисуют граффити красками в баллончиках. А в последнее время стало популярным рисование трехмерных изображений на асфальте.
2. Ткань
У этого творчества есть свое название – “батик”. Опытные батичисты говорят: рисование на ткани подобно живописи на холсте. Только краску можно наносить не только кисточкой, но и губкой, ладонью или пальцами.
3. Фарфоровая и фаянсовая посуда
Подобное направление существует еще издревле. Заниматься им вы можете в домашних условиях, разрисовывая тарелки или чашки. Для этого применяются витражные краски, которыми сначала создается контур рисунка, а уже потом он заполняется цветом.
4. Окна или стеклянные панели
Для рисования на окнах лучше брать легкосмываемые витражные краски. Заниматься таким творчеством веселее всей семьей.
А недавно новое направление в живописи на стеклянных панелях открыл Марк Хайсман. Он пишет свои картины обыкновенным упаковочным скотчем коричневого цвета. Но то, что в итоге у него выходит, никак не укладывается в голове. Как так можно грамотно передавать всю глубину, атмосферу, тени и настроение каждого сюжета? Просто поразительно!
5. Пена для бритья
А этот, казалось бы, странный способ рисования очень интересен детям. Рисование на пене для бритья не только очень забавное и интересное занятие, но и полезное. Оно развивает творческое мышление и креативность вашего ребенка, а также тренирует его воображение.
На этой основе рисуют принципом монотипии – отпечатками. Для работы вам понадобятся следующие материалы:
- Пена для бритья;
- Крышка, тарелка или плоский поднос;
- Краски. Наилучший вариант – жидкая гуашь или акрил;
- Спички, зубочистки или тонкая кисточка;
- Плоская картонка или линейка;
- Ватман или альбомные листы, но можно и простую офисную бумагу.
Как рисовать на пене для бритья?
Рисовать на пене очень просто:
1. Сначала нужно нанести пену на тарелку или поднос, после чего разровнять линейкой;
2. Затем на пену для бритья капнуть красок;
3. При помощи кисточек или зубочисток пятна с красками можно разводить в хаотичном порядке, или создавая конкретный узор;
4. Когда изображение закончено, на него нужно наложить чистый лист бумаги и немного прижать;
5. После этого бумагу следует снимать очень осторожно, дабы не испортить произведение;
6. Получившийся рисунок следует отложить на некоторое время, чтобы дать краске впитаться;
7. При помощи картона или линейки снимаются остатки пены с бумаги. После этого рисунок просто откладывается в сторону, чтобы он высох.
Резюмируя
Вообще, термин “нестандартный” – не совсем верный, ведь рисовать можно на чем угодно. Думаю, подборка "на чем еще можно рисовать" только подтвердит эти слова:
- на мебели;
- на ногтях;
- на кофе;
- на деревьях;
- на ноутбуках;
- на теле;
- на слоновой кости;
- на пергаменте;
- на песке и т.д.
А какие необычные поверхности знаете Вы?) Пожалуйста, поделитесь ;)