Творчество Гелия Коржева отличается особенным видением, одним жестом он мог выразить мысли целого поколения. Советский живописец был профессором, педагогом, работал в деловом стиле. Он был Лауреатом нескольких премий от государства.
Гелий не создавал персональных выставок, отказывался от положенной по должности машины, зарплаты председателя. Он не гнался ни за славой, ни за денежным благополучием, и был закрыт от мира почти всю жизнь, уделяя все время рисованию, выбирая темы, которые волновали его душу.
Он выбирал в качестве героев простых людей, при условии, что они были способны на героизм. Это были люди со стальным стержнем, крепким духом, часто образы прорисовывались крупно, во весь рост. Он не полировал жизнь, как делали другие соцреалисты.
Он боролся с ложью, по этой причине на полотнах была правда, какой ее видел живописец.
Работы с изображениями «Мутантов»
Ближе к завершению 80-х и началу 90-х годов работы Коржева сильно изменились, он стал творить в направлении карикатуры, показывая страшные, смешные и уродливые образы. Сам он назвал персонажей Тюрлики, интересно, что до этого был нарисован ряд реалистичных полотен, посвященных деградации и пьянству. Тюрлики показывали время мутации людей, перелом в истории, они предшествовали развалу огромной страны.
Картина «Схватка» показывает человека, сцепившегося с демоном либо собственной тенью. Она создана в период перестройки и отражает его взгляд на тот период. Гелий показывал, что убожество сути людей неизбежно видно снаружи и скрыть это невозможно.
Он отмечал перемены к худшему, ведь нормальные люди не могли найти взаимопонимания с уродцами. В большей мере работы данной серии осели за пределами страны, по этой причине о них мало, кто знает. Что именно стало причиной выбора столь странных образов, так и не стало известно.
Однако, стоит отдать должное философскому взгляду художника и его точным наблюдениям. Он смог определить проблему общества, показав их постыдность и гнусную суть с помощью придуманных за счет воображения образов.
Библейское направление Гелия Коржева
С изображений карликов и уродцев Коржев перешел на вечную тему духовного направления. Его картины также имели смысл, к примеру, отражали то, что постепенно все осознают истинные ценности.
Такая тема была очень странной для соцреалиста, однако Гелий был неординарной личностью, даже занимая руководящий пост, он не был коммунистом. Он брал базовые сюжеты, воспроизводя их в современном видении, отражая нынешние пороки и слабости. Интерес представляет работа «Лишенные рая», многие считают ее лучшей в цикле.
Последний шедевр Коржева
Творческий путь художника был продолжительным, в 80-ти летнем возрасте он создал действительно стоящую работу. Видимо, так он подвел итоги своей жизни и творчества. Этой работой является «Заложники (Живой заслон)». Сюжет приводит нас в период Великой Отечественной войны. В изображении можно увидеть пугающее зрелище. Здесь фашисты согнали всех выживших, оформив живой заслон, защищаясь от наступления Советских войск. Каждый смотрящий на полотно поймет: скорее всего, нашим придется стрелять по своим, ведь это война.
Художник вложил в свой труд сложный и глубокий символизм, а также драматизм. Он смог выразить безысходность и беззащитность состояния советских людей на момент написания полотна. Здесь отражен его личный суровый стиль письма, без украшений, только жесткая жизнь.
Первая персональная выставка художника произошла всего несколько лет назад, большая часть его картин осталась за границей, в том числе у американских коллекционеров.