Гравюра со столь экзотичным для русского уха названием оказала огромное влияние на все мировое искусство, не говоря уже о ключевых изменениях в японской культуре. По сути, укиё-э – родственник нашего лубка и его китайского предка, но японский вариант отличается наибольшей самобытностью. Эта «городская» гравюра просуществовала всего пару веков (с XVII по XIX), но за это время отразила в себе огромный пласт культурного и творческого развития.
Основоположником укиё-э считается Хисикава Моронобу, основавший в XVII веке собственную школу гравюры. Его работы, а также работы его учеников пользовались огромным успехом у публики. Эти художники работали в двух основных жанрах: бидзинга и якуся-э.
Бидзинга – это портреты красивых женщин.
В основном это были изображения гейш – женщин из так называемых «зеленых кварталов», куда японские мужчины любили захаживать поразвлечься. Гейши были не только красивы, но и образованы, они имели прекрасный вкус и изящные манеры. Они всегда были в курсе всех новостей и создавали увеселительным заведениям громкую рекламу. По этим причинам изображения этих удивительных красавиц пользовались немалым спросом.
Якуся-э – тоже портретная гравюра, но изображающая актеров театра.
Театр кабуки – еще одна огромная страсть тогдашних японцев, и портреты актеров разлетались, как горячие пирожки. Фотографий в те времена еще не было, и такие «карточки» с успехом их заменяли.
Долгое время печать была черно-белой, и напечатанные картинки либо оставляли в первозданном виде, либо раскрашивали вручную. В 1765-м году была изобретена цветная печать, и укиё-э немедленно вышла на совершенно новый уровень. Изготовление упростилось в разы, и гравюра распространилась еще сильнее. На арену вышли такие мастера, как Утамаро, Хокусай и другие. Тематика гравюры расширилась, например, художники стали уделять много внимания пейзажу. Именно пейзажи впоследствии прославили Хокусая на весь мир.
Как и лубок и его аналоги в Европе, укиё-э не особенно ценилось японской элитой, которая не желала признавать ее искусством. Тем не менее, в наше время ее ценность и влияние считаются неоспоримыми.