«Сон» (Le Rêve) – одна из самых знаменитых картин Пабло Пикассо, созданная в 1932-м году. Картина изображает любовницу мэтра – Марию-Терезу Вальтер, а написана она была всего за день.
Критики всегда находили ее чрезмерно эротичной, наполненной сексуальными образами – впрочем, едва ли это дано прочувствовать неподготовленному зрителю. Многие способны разглядеть сексуальные намеки только после указаний на определенные детали – например, на сходство верхней части лица модели с фаллическим символом.
Считается, что картина изображает юную Марию-Терезу исключительно как сексуальный объект, лишенный всякой глубины, даже самой личности. Впрочем, с некоторых пор внимание к «Сну» привлекает не столько содержание, сколько недавняя ее история: в 2006-м году с картиной произошел на редкость нелепый казус.
Стоимость полотна начиная с первой перепродажи стремительно росла: от семи тысяч долларов в 1941-м, до 60 миллионов в 1997-м году. Последним покупателем был крупный американский магнат и коллекционер Стив Уинн. «Сон» несколько лет занимал центральное место в его коллекции, но в 2006-м Уинн решил расстаться с полотном. Еще один ценитель живописи – Стивен А. Коэн – уже давно приглядел для себя картину, и предложил Уинну рекордную цену в 139 миллионов.
Сорванная сделка
Сделка уже должна была войти в историю как одна из крупнейших в мире живописи, но этому помешал чрезвычайный случай: перед самой продажей Уинн умудрился испортить знаменитое полотно. Показывая картину знакомым, коллекционер неловко дернул локтем и прорвал холст, в котором образовалось отверстие величиной с мелкую монету.
Грянул грандиозный скандал, и следом началась совсем уж странная катавасия. Сначала Уинн вскричал, что картину не следовало продавать, и это дурной знак. Затем он кинулся реставрировать полотно, потратил на эту процедуру 90 тысяч долларов, и… снова выставил ее на продажу, понизив стоимость до 86 миллионов.
Разозленный Коэн попытался засудить свою страховую компанию, предъявляя ей претензии за падение цены картины, и требуя с нее неустойку в 54 миллиона. Разумеется, суд ему отказал. В итоге Коэн поостыл, несколько лет подумал, и… все же приобрел подлатанный «Сон» за сумму, превышающую первоначально предложенную на 16 миллионов, т.е. за 155 миллионов американских долларов.
У богатых свои причуды.