Осень: 4 лучших картины русских живописцев

Осень: 4 лучших картины русских живописцев

Множество стихотворений великих русских поэтов – Есенина, Пушкина, Тютчева – было посвящено этой поре. Невероятной красоты осенние пейзажи маслом создавали такие известные художники как Левитан, Саврасов, Шишкин, Серов, Кустодиев, Поленов и даже экспрессионист Кандинский. Из современных живописцев осени хочется выделить Леонида Афремова и Грэма Геркена с его размашистыми мазками и чистыми, практически не разбавленными цветами, Дмитрия Спироса и его потрясающую игру света и тени, и простоту, наивность и очарование работ Кристиана Бержерона.

 

Даже начинающие художники способны справится с картиной маслом на тему осени. За основу композиции берётся обычный, не привязанный к времени года пейзаж, с его правилами и особенностями, а дальше начинается игра света, цвета и техник. Красоту осеннего пейзажа в живописи передают как тонкие техники с изящными лессировками, так и крупные мазки в стиле импрессионизм и постимпрессионизм. Общий тон картины может быть любым: лёгкая дымка и серость придаёт всей композиции промозглости и холода. Использование красных, желтых, зеленых тонов, также сияние белого в виде бликов от листвы и полос света создаёт особое настроение — яркая осень в солнечный день, «бабье лето».

 

Для картин осеннего пейзажа маслом характерны определённые признаки и сюжеты, которые мы можем наблюдать у таких мастеров, как Исаак Левитан, Василий Кандинский, Василий Поленов. Говоря об осени в живописи маслом, нельзя не упомянуть шедевр Алексея Саврасова «Грачи прилетели», хранящийся в Третьяковкой галерее.

Чтобы уловить приёмы работы с осенними пейзажами прямиком от великих мастеров, рассмотрим подробнее некоторые из их работ.

 

1. Осень в живописи художника Исаака Левитана была одной из главных тем. О ней написаны сотни его картин. Остановимся на одной из самых известных – «Золотая осень». Картина относится к пасторальным пейзажам: вдали виднеются деревенские домики, поля и лес, окрашенный всеми оттенками осенней листвы. В центре композиции речка в окружении деревьев, покрытых золотой и красной листвой. Венчает её голубое небо, по которому плывут белые, подсвеченные ярким солнцем облака. «Золотую осень» относят к «мажорному» периоду в творчестве художника – здесь в изобилии яркие цвета, обычно не характерные для Левитана, но именно они, а также освещение (яркое солнце почти в зените) придают картине радостное, «тёплое» настроение. Стоит обратить внимание на «экспрессивный», рельефный мазок, ярко демонстрирующий влияние импрессионизма на художника. За счёт этого картине придаётся динамика.

Утончённую скромную красоту осеннего парка также можно увидеть в живописи Исаака Левитана. «Осенний день. Сокольники». Картина создана в более «умеренных» тонах, нежели «Золотая осень». Картина пропитана грустью и ностальгией – громада уходящего вдаль неба и необъятность сосен противопоставляются здесь одинокой маленькой фигуре человека.

 

2. Отец абстрактной живописи Василий Кандинский не обошёл вниманием тему осени в своей живописи. Как и все абстракционисты, он уходил от чёткой формы изображения и сосредотачивался на цветовых пятнах и линиях. Его картина «Осень в Мурнау» поражает сочетанием ярких синих, почти неразбавленных оттенков с тёмной зеленью и красными «точками»-листьями. Таким образом художник передавал свои чувства и своё видение окружающего мира.

 

3. Ещё одна «Золотая осень» принадлежит перу Василия Поленова. Композиция картины подчинена геометрии – пространство организовано в виде дуги. Это является характерным приёмом художника при формировании композиции. Здесь отсутствуют классические передний и дальний планы – зритель стоит «над» и смотрит на раскинувшийся внизу пейзаж сверху. Картина-«панорама» даём нам возможность увидеть широкий простор русской природы: уходящая вдаль река, поблёскивающая колокольня, лес, разукрашенный всеми оттенками осени. В картине сопоставляется золотой и благородный голубой цвета. Небо проработано до мелочей – в картине отражены тончайшие оттенки и переходы, написанные в заданном ритме: белые, серые, розоватые. За счёт этого кажется, что небо лишено статики – вот-вот облака поплывут прямо на наших глазах.

 

4. Алексей Саврасов сумел показать красоту осеннего пейзажа в живописи, раскрывая душевные, трогательные и печальные черты, присущие русским пейзажам средней полосы. Он сумел поймать это лиричное настроение, потому что сам любил и чувствовал природу родного края. Прозрачный воздух в картине «Грачи прилетели» обусловлен, сдержанным, как бы рассеянным светом, которой идёт будто бы от самой земли, здесь будто бы и нет конкретного источника света. Линия горизонта размыта и затуманена, что даёт ощущение глубины и широты пространства. Небо здесь затянуто облаками и прописано тусклыми, голубовато-серыми оттенки. Одним из секретов мастера был не полностью закрашенный холст – для того, чтобы в точности передать тона он оставлял фрагменты белыми. Стоит обратить внимание на тончайшую прописанность талого снега: его оттенки колеблются от тёмно-серого до голубого и сиреневого. 

Опыт, насмотренность и безграничная любовь к своему делу объединяла художников-пейзажистов. Это и является главным секретом их мастерства.




Комментарии
Комментарии загружаются. Пожалуйста, подождите...
Нравится ли вам оформление этой картины?

Анонимное голосование.
Оцениваем исполнение и подачу: качество фото, наличие посторонних предметов.


Впервые здесь?
Помощь по сайту

× Закрыть