Английский художник конца XIX – начала XX веков Луис Уэйн был известен своей невероятной «котоманией». В общем-то, коты и кошки – это практически все, что он рисовал. Начинал он с запечатления обычных кошек в естественной для них обстановке, но самые знаменитые и популярные работы Уэйна изображают антропоморфных животных, помещенных в «человеческие» условия жизни, что создает просто уморительный эффект.
Уэйн проиллюстрировал более сотни детских книг, а также создал массу карикатур с участием кошек, на деле высмеивающих человеческое общество.
Рисовать животных Луис навострился еще в юности, поскольку такой «натуры» в сельской местности, где он жил, было вдоволь. Изначально художник хотел сосредоточиться на портретах собак, но его творческая судьба сложилась иначе. Его жена умирала от рака, и единственным развлечением несчастной был забавный котенок по кличке Питер. Уэйн, желая порадовать супругу, обучил его трюкам и сделал с него много набросков. Позже он писал, что именно Питеру он обязан началу своей «кошачьей» карьеры.
Любовь к четвероногим друзьям человека у Уэйна выражалась не только в их воспевании: ради котика он готов был и рискнуть жизнью. Поговаривают, что однажды художник спас зазевавшегося зверька из-под колес автобуса, запрыгнув в него на ходу и резко крутанув руль. Автобус попал в аварию, и Уэйна доставили в больницу без чувств. Очнувшись, художник первым делом поспешил узнать о судьбе спасенного кота. Уэйн был также активным борцом за права животных и стремился «изжить всю ненависть к кошкам» в Англии.
Свое творчество Уэйн описывал так: «Я беру свой блокнот в ресторан или любое другое оживлённое место и просто рисую людей в их обычных позах как кошек, наделяя их как можно более человечными чертами. Это придает моим работам двойственную натуру, и я считаю их своими лучшими шутками». А его приятель, писатель Герберт Уэллс, заявлял, что Уэйн не просто воплощает в кошках человеческие образы, а вовсе «превратил себя в кота». Писатель шутил, что Уэйн заново создал кошачий мир, и теперь все настоящие кошки должны стремиться походить на сотворенные художником «эталоны».
Всю жизнь за Уэйном держалась репутация человека за странностями: он был довольно рассеян и наивен, путался в элементарных вещах – в общем, был, как говорится, «не от мира сего». Он вечно испытывал финансовые трудности и нередко становился жертвой мошенников. К сожалению, в последние годы жизни художник начал страдать от шизофрении, и его творчество из забавного и остроумного стало превращаться в нечто психоделическое.
Подборку работ Уэйна, в которой изображение кошки будто трансформируется от реалистичного к все более фрактальному, нередко демонстрируют как иллюстрацию к развитию психических отклонений. Тем не менее, возможно, это подтасовка фактов, поскольку неизвестно, в каком порядке эти работы создавались в реальности.
Работы Уэйна были весьма популярны уже при его жизни, а в конце XX столетия были открыты заново: репродукции его работ приобрели безумную популярность, а оригиналы стали продаваться за десятки тысяч долларов.