Грубое искусство или арт- брют часто путают с так называемым искусством аутсайдеров. Но если арт-брют скорее "искусство сумасшедших", то аутсайдер-арт более широкое понятие.
Это может быть искусство людей без специального художественного образования, творчество тех, кто оказался в сложных жизненных ситуациях. Термин арт - брют ввел в 1972 искусствовед Роджер Кардинал. Близкие явления — маргинальное искусство, наивное искусство, визионерское или интуитивное искусство, фольк-искусство, новый вымысел.
Наверное, главное отличие творцов - "аутсайдеров" от остальных художников, это условия в которых они работают. Болезни, одиночество, тяжелейшие внешние обстоятельства, например война, толкают художников - "аутсайдеров" на удивительные творческие порывы. Ярким примером аутсайдер-арт, конечно, же являются работы Генри Дарджера.
Генри Дарджер
Мать Генри умерла, когда тому было 4 года, а спустя несколько лет, в связи с тяжелой болезнью, отца пожизненно поместили в клинику.
В 1908 году шестнадцатилетний Дарджер сбежал из приюта. Он устроился на низкооплачиваемую работу в католической больнице Чикаго, где проработал около 50 лет, и только после его смерти выяснилось - Генри Дарджер всю жизнь писал одну книгу, иллюстрируя ее акварельными рисунками и коллажами из старых газет.
Неизвестно, обрадовался бы мистер Дарджер, если бы узнал, что сегодня он - один из самых популярных авторов аутсайдер арт, ведь эту книгу он писал для самого себя. Именно эта отрешенность, так похожая на медитацию, полное погружение в свой внутренний мир, независимость от мнения профессиональных критиков и делает арт-брют таким привлекательным для тех, кто ищет в творчестве раскрепощения и свободы.
Никифор Крынницкий
У другого известного художника -"аутсайдера", Никифора Крынницкого состоялась пожизненная выставка, куда было приглашено не мало именитых искусствоведов. Однако сам Никифор - глухонемой косноязычный старик, страдающий туберкулезом, совершенно не испытывал по этому поводу каких либо эмоций.
Сама выставка состоялась только благодаря усилиям профессионального художника Мариана Власинского, чья трогательная забота о Никифоре стала одной из тем современного фильма Кшиштофа Краузе "Мой Никифор"(2004). Интересно отметить, что старика Никифора в этом фильме сыграла женщина, Кристина Фельдман и это была ее единственная роль первого плана
Творческое же наследие Никифора Крынницкого поистине огромно - более 40(!) тысяч работ. Замкнутый, грязный, мычащий, самый настоящий "аутсайдер", Никифор на самом деле оказался удивительным тружеником, не мыслившим своего существования без рисования.
Творчество обычных людей
Никифор Крынницкий и Генри Дарджер - взрослые, рисующие с непосредственностью детей, и это их объединяет. Но к искусству аутсайдеров" можно отнести и творчество вполне обычных людей, оказавшихся в странных, страшных условиях.
Например, блокадные рисунки девочки Вали Тонск не только произведения искусства но и документ, обличающий фашизм.
Более 60 рисунков отражают жизнь осажденного города от начала Блокады и до ее полного снятия. Валины рисунки иногда сопровождаются описанием того или иного изображаемого события. "Посещение бани", "Арест людоедки", "Артобстрел" - вот темы ее работ.
Свои рисунки Валентина Тонск "открыла" миру только через 60 лет после войны, не рассчитывая на известность и признание. Но эти работы безусловно, стали частью удивительного и сложного явления - искусства аутсайдеров.