Поп-арт зародился в Англии в середине 50-х. Как и большинство художественных тенденций, он был детищем художников-«диверсантов».
Само слово «поп-арт» было придумано британским критиком Лоуренсом Эллоуэем, хотя он вовсе не стремился вводить в обиход новый художественный термин. В 1966 году Эллоуэй сказал в одном из интервью: «Тогда я не вкладывал в это понятие тот смысл, который оно содержит сегодня. Я использовал это слово наравне с термином „поп-культура“, чтобы охарактеризовать продукты средств массовой информации, а не произведения искусства, для которых были использованы элементы этой „народной культуры“».
Слово понравилось художникам из организации «Независимая группа», которая давно занималась исследованиями в различных творческих областях, и они ввели его в обиход как обозначение уже сфомировавшегося вида искусства.
Поп-арт, как видно из названия, воспевает популярную культуру, также называемую «материальной культурой». Он не критикует и не обличает материализм и потребление, а лишь признает их повсеместное присутствие и демонстрирует публике объекты вещественного мира.
Поколение художников, родившееся после Второй Мировой Войны восстало против эзотерической лексики абстрактного искусства. Они хотели выразить свой оптимизм после стольких трудностей и лишений новым, молодежным визуальным языком. Поп-Арт ознаменовал рождение Поколения Шопинга.
Поп-арт положил конец модернизму в искусстве, показав обществу потребления его отражение в зеркале. Как следует в него вглядевшись, поколение постмодернистов развеяло праздничную атмосферу поп-арта.
Ключевые характеристики поп-арта:
- узнаваемые визуальные образы, товары и явления, растиражированные в популярных СМИ
- как правило, очень яркая цветовая гамма
- «плоский» стиль изображения, позаимствованный из комиксов
- изображения знаменитостей и популярных персонажей
- в скульптуре – также использование узнаваемых объектов, часто нестандартное
.
Конечно, проникновение популярной культуры в изобразительное искусство началось куда раньше. Еще в середине XIX века Гюстав Курбе начал изображать на рекламных открытках и проспектах сцены из городской жизни среднего класса, сознательно смешивая «высокое» искусство и «низкую» сторону бытия. Занимался этим и Пабло Пикассо, посмеиваясь в своих рекламных работах над увлечением женщин покупками.
Еще дальше продвинулся Марсель Дюшан со своими провокационными инсталляциями, а дальше все пошло по накатанной, открыв дорогу таким звездам, как Энди Уорхол, воспевший консервированный суп Campbell's, Рой Лихтенштейн и другие.
Частично - перевод с английского.