Илья Кабаков является самой заметной фигурой советского концептуализма и автором так называемой «тотальной инсталляции» – как термина, так и вида искусства. Оценили его, как и многие советские таланты, уже в эмиграции, в США.
Кабаков ставил своей целью осветить советский быт и бытие «как оно есть», передавая не только детали, но и самоощущение отдельного советского гражданина. При этом пользовался он очень нестандартными, новаторскими средствами, и потому сразу был оценен на Западе.
«Жук» Ильи Кабакова
«Жук», написанный в 1982 году, стал частью еще одного изобретения Кабакова – так называемого художественного «Альбома». Художник создавал фотореалистичные изображения и размещал на нем различные тексты, порой самые незамысловатые, но вкладывал в них некий понятный ему самому смысл, позднее с интересом расшифровываемый искусствоведами. До него подписи на картинах всегда размещались на белом фоне, Кабаков же начал писать прямо поверх изображения.
«Жук» написан эмалью на двухметровой доске, и текст на нем гласит:
«Я в траве нашел жука
Черный жук, блестящий,
Для коллекции моей
Самый подходящий,
Вырывается мой жук,
Прыгает, стрекочет.
Он в коллекцию мою
Попадать не хочет».
В конечном итоге «Жук» стал самым дорогим когда-либо проданным произведением современного (а также поныне здравствующего) российского художника: он был продан в 2008-м году на аукционе Phillips de Pury в Лондоне за 5,8 миллионов долларов.