Реставрация картин

Реставрация картин

Большинство картин «солидного» возраста так или иначе подвергаются реставрации. Такова природа произведений искусства: если не заниматься «лечением», а также «профилактикой заболеваний» картины, век ее, скорее всего, будет недолог.

Реставрация может затрагивать любые материальные составляющие картины: не только красочный слой, но и доску и холст, грунт и закрепительный слой.

Несмотря на пользу, и даже, зачастую, необходимость реставрации, этот процесс связан с множеством проблем. Восстановление полотна – это в то же время нарушение подлинности, вмешательство в само ее «устройство». Задача перед реставратором стоит нешуточная: не только восстановить визуальные составляющие, но сделать это максимально приближенно к оригиналу, сохраняя первоначальные характеристики произведения. Несмотря на частоту применения, реставрация – это всегда крайняя мера, на которую идут лишь за тем, чтобы картина не потеряла художественной ценности, или попросту не разрушилась.

Профессионалы разделяют реставрацию на научную, когда мастер старается сохранить как можно больше, бережно относясь к истории полотна, и коммерческую – когда реставрируют для придания картине более броского вида. Научная реставрация практически не вмешивается непосредственно в изображение, а старается лишь убрать повреждения и счистить «налет времени». Коммерческая же реставрация не исключает «тотального» письма поверх всего произведения, лишь бы сделать вид «товарным».

Процесс реставрации

Реставрация начинается с диагностики повреждений и «назначения» определенных мер по их устранению. Для реставрации часто используют медицинские инструменты – точные и надежные. Задача реставратора – постичь замысел автора и добиться того, чтобы его увидел и зритель. Любой реставратор должен быть одновременно искусствоведом – разбираться в школах живописи, определять на глаз временной период создания, а также разбираться в красках, технических приемах и быть умелым живописцем.

Отслоение красочного слоя устраняют полной проклейкой холста специальным клеем, сколы и трещины – местной проклейкой. Далее картину натягивают на новый подрамник (для этого холст размачивают специальным составом с обратной стороны). Если прохудились кромки, старый холст дублируют новым (этот процесс так и называется – «дублировка»).

 

 

При восстановлении красочного слоя используются тонировки, максимально приближенные к оригинальным. Это самая трудная и ответственная часть работы. Очень часто при реставрации смывается или закрашивается подпись художника, поскольку не затронуть ее довольно затруднительно. А вот кракелюры – трещинки, образующиеся на масляных и темперных картинах с течением времени – никогда не удаляют: они считаются самым благородным признаком старения картины, к которому следует относиться бережно.

На завершающем этапе отреставрированное полотно покрывается защитным лаком, после чего сохнет, и вот уже мы любуемся им в музее, даже и не догадываясь о колдовстве реставратора…




Комментарии
Комментарии загружаются. Пожалуйста, подождите...
Читайте также
23 фильма о великих художниках
23 фильма о великих художниках

Представляем вашему вниманию 23 фильма о великих художниках!

Как рассчитать цену и ценность искусства
Как рассчитать цену и ценность искусства

Какова цена и ценность работы художника? И чем они отличаются? Эти вопросы в разных вариациях звучат у нас в галерее чаще, чем «А что хотел с...

Как нарисовать падающий снег акварелью или тушью
Как нарисовать падающий снег акварелью или тушью

Писать снег, да еще и акварелью – зачастую непростая задача для начинающих. Но мы поможем! Раскрываем несколько секретов.

Учимся рисовать носы
Учимся рисовать носы

Рассмотрим один из методов рисования человеческих носов для начинающих. В этом уроке мы обойдемся без серьезного построения, но изучим простые спос...

Секреты рисования портрета по фотографии
Секреты рисования портрета по фотографии

Фотография – инструмент, который в самые короткие сроки с момента изобретения занял важнейшее место в искусстве живописи, и оказал на него ог...

Мастерство гравюры
Мастерство гравюры

В век доступной высококачественной печати широкое использование гравюры уходит в прошлое, и она превращается в достаточно редкий вид искусства. Тем...

Еще немного о Леонардо
Еще немного о Леонардо

Леонардо Да Винчи – фигура такого масштаба, что написать о нем можно десятки томов. Представляем вашему вниманию очередную порцию любопытной...

Радужный взрыв от Кэрол Картер
Радужный взрыв от Кэрол Картер

Американская художница Кэрол Картер работает банальной акварелью, но ее картины выглядят очень необычно. 

Как легче всего испортить картину? Разбираем основные ошибки
Как легче всего испортить картину? Разбираем основные ошибки

Конечно, не каждой картине суждено считаться шедевром, но некоторые работы можно записывать в полные провалы с самого начала, а все из-за допущенны...

Не пропустите!

ТОП прошлой недели

Популярные картины прошлой недели!

Победитель конкурса "Картина дня"

Посмотрите, какая картина победила сегодня!

Нравится ли вам оформление этой картины?

Анонимное голосование.
Оцениваем исполнение и подачу: качество фото, наличие посторонних предметов.


Впервые здесь?
Помощь по сайту