Всем известен «Черный квадрат», но при этом мало, кто видит в этом произведении нечто индивидуальное и неповторимое. А ведь это целый гимн тому, как цвет может влиять на восприятие человека.
Влияние цвета на примере "Черного квадрата"
«Черный квадрат» впервые появился как эскиз декорации к опере М.В. Матюшина «Победа над Солнцем». На Малевича его работа произвела большое впечатление и вызвала в нем такой всплеск эмоций, что после этого он долго болел. Как только он почувствовал в себе силы, то решил повторить «Черный квадрат», но уже на холсте. Работа получилась превосходной.
Черный цвет - сосредоточение всех цветов, абсолютная квинтэссенция миропорядка и хаоса, света и тьмы, добра и зла. И все это заключено в классическую форму квадрата. Эта работа часто заставляет людей чувствовать или прилив сил, или их упадок, бывали случаи, когда человек начинал неосознанно плакать или терял сознание. Малевич и сам знал о том, какое впечатление может произвести его творение и даже пытался повторить свой успех в серии авторских копий, но они уже не влияют так сильно на зрителей, как первый «Черный квадрат».
К. Малевич. «Черный квадрат». 1915г.
Не менее известны исследования другого художника, основоположника абстракционизма Василия Кандинского. Если Моне, Ван Гог и Малевич делали акцент на психологическом влиянии цвета на человека, то Кандинский писал о физическом воздействии цвета. Он высказывал мысль о том, что глаз человека воспринимает каждый цвет по-разному и это восприятие передается на другие органы чувств.
Влияние цвета на ассоциации
Через ассоциативный ряд, выстраиваемый в голове, человек может почувствовать фактуру цвета и его вкус. Если зритель удовлетворен тем, что он видит, то он будет чувствовать приятный вкус, если же взгляд раздражен, то это чувство будет похоже на вкус острого блюда. Мы можем почувствовать, что светло-желтая краска имеет вкус лимона, а синяя какого-то соуса.
Существуют жесткие (зеленый кобальт, зелено-синяя окись) и мягкие краски (краплак). Темный ультрамарин, зеленая окись хрома, краплак, например, могут производить впечатление чего-то гладкого, либо бархатистого.
Посредством красок Кандинский также стремился изобразить музыку, эта бурная палитра до сих пор воздействует на зрителей и оставляет неизгладимые впечатления в их памяти. Он считал, что «цвет - это клавиш; глаз-молоточек; душа-многострунный рояль. Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу».
В. Кандинский. Композиция VII. 1913г.
Картина – это воплощение того, что мы видим, слышим, чувствуем, воображаем. Наши фантазии и мечты не бесцветны; палитра красок существует не только в жизни, но и в мыслях каждого человека. Художник в свою очередь – творец, способный взмахнуть кистью как волшебной палочкой и создать реальный красочный образ, который будет воздействовать на зрителя и заставлять его переживать.