Вряд ли кто-то из художников оспорит тот факт, что картине нужна «одежда» (и мотоцикл!) - багет. Правильно подобранное оформление картины позволяет ей «заиграть», подчеркнёт её красоту и придаст законченности всей композиции в целом. Вопрос, как сделать это правильно? Ниже вы найдёте несколько общеизвестных правил «хорошего тона» при подборе багета, а после я поделюсь своим личным опытом художника и галериста.
1. Размер. Всегда стоит обращать внимания на пропорции. Слишком массивная рама при картине средних размеров задавит композицию и будет тянуть внимание на себя. Тонкая рама будет выглядеть куце на живописи широкоформатной. В любом художественном салоне есть образцы, которые вы можете прикладывать к своей картине и прикидывать, как оно будет смотреться. В остальном, дело вкуса!
2. Цвет. Подбор багета по цвету или тону − это вопрос сочетания оттенка багета с цветом одного яркого элемента картины или с преобладающей колористикой всей картины. Средиземноморье, где много голубого моря и неба? Выбирайте состаренное золото с голубыми или пыльно-серыми элементами. Русский пейзаж с бескрайними зелёными полями − обращайтесь к классике. Медные или позолоченные богато украшенные полотна будут всегда кстати.
Некоторые художники продолжают сюжет или делают мазки в цвет фрагментов картины прямо на раме − тоже вариант!
3. Стиль. Для меня это основной фактор для подбора багета. Парадный портрет в стиле начала XIX века, обрамлённый в стальную хай-тек раму будет выглядеть неуместно. Абстракция в золотой деревянной раме с завитками будет вызывать диссонанс. Если ваша фантазия ограничена или вы теряетесь от разнообразия, сходите в музей, посмотрите, как оформлены работы там. Сотрудники музеев имеют чёткое представление о том, как выгодно показать имеющиеся на выставке работы. Берите их опыт, копируйте. Не прогадаете!
4. Паспарту. Используем его, чтобы создать акцент на картине, особенно если это акварель, графика или гравюра. Особенно, если всё это маленького размера.
5. Парные картины или триптихи вешаем в одинаковые рамы. Или вовсе без неё, если одна часть триптиха плавно перетекает в другую.
6. Сочетаем с предметами интерьера и общей цветовой гаммой помещения.
Можно вешать картины и без багетов, если это абстракция или супрематизм – зачастую рама будет слишком «ограничивает» полёт фантазии художника. Можно создать для таких работ отдельную зону на стене, выкрасив её другим цветом, оклеив другими обоями или фактурными панелями.
Сколько вешать в граммах?
Я думаю, многих волнует вопрос, как оформить картину в багет и при этом сделать так, чтобы цена оформления не сравнялась с ценой самой картины. А ведь это возможно: качественный багет − удовольствие дорогое. Если раму вам оплачивает заказчик, тут нечего и думать − клиент платит и «заказывает музыку», а если вам нужно уложиться в определённую сумму, ранее названную заказчику, придётся выкручиваться.
1. Дерево отметаем сразу и останавливаемся на корейский и китайских пластиковых имитациях под дерево. Сразу оговорюсь – выглядят они ничуть не хуже!
2. Если ваша работа выполнена на тонкой бумаге (акварель, пастель), или ваш холст натянут на картон, или вы способны стащить холст с подрамника и натянуть его на ДСП – всё становится гораздо проще! Обыкновенные, казалось бы, фоторамки спасут вас и ваш кошелёк! И порой они ничуть не уступают рамам из багетной мастерской. Посетите супермаркеты, где есть товары для декора, строительные магазины, мегамоллы – там всегда есть секции с интерьерными штуками. Однажды я купила целый постер ради рамы, постер я, конечно же, выкинула (он был ужасен), а в раму вставила свою картину. Заглядывайте в магазины канцтоваров – там почти всегда есть огромный выбор фоторам.
3. Приезжайте прямо на производство! Зачастую в маленьких художественных салонах принимают только заказы, а изготовлением занимается совершенно другое лицо. Не стесняйтесь это лицо найти! Им выгоднее работать с заказчиками напрямую, нежели выдавать комиссионные посредникам. Однажды, на одной из ярмарок творчества, где которой я была участником, ко мне подошёл владелец одной такой мастерской и оставил визитку с адресом производства. Действительно, приехав туда, я получила скидку в 20%.
Знаете, есть такой стиль в дизайне интерьеров – «фьюжн» называется. Сочетание несочетаемого – вот это главный постулат. Вроде бы кажется, бог мой, как эти предметы вообще рядом стоят?! А стоит приглядеться – вроде бы весьма гармонично. Уметь такое дано не каждому, но почему бы не попытаться? Пробуйте плоские минималистичные рамы к объёмным вещам в технике импрессионизм, или нарочито вычурный деревянный багет к минималистической абстракции или диджитал-арту. А вдруг заиграет?