Природа в живописи русских художников

Природа в живописи русских художников

Первозданная природная красота, переданная на холсте рукой художника – обычно так звучит определение пейзажа в художественной живописи. Пейзаж относительно молодой вид искусства, но, несмотря на это, он является одним из самых популярных. Множество самых ценных и знаменитых картин мировой живописи как современных художников, так и художников прошлого представляют собой именно пейзажи. 

Пейзажная живопись как жанр оформилась в России отдельно только в середине XVII века, до этого периода изображение природы использовали только как фон для портретов и сюжетных картин. Художники стали внимательнее изучать натуру. Значительно продвинулись знания в области композиции, перспективы, светотени, пропорции, колорита. Природа в живописи становилась равноправной частью сюжета, а не только «подкладкой», правильностью отрисовкой которой часто пренебрегали. 

Расцветом пейзажной живописи принято считать момент изобретения тюбиковых красок. С ними у живописцев появилась возможность выезжать на плэнеры – сеансы живописи на натуре. На пленэре художнику удавалось ухватить всё богатство красок окружающего мира в естественном освещении и на открытом воздухе. Именно натура позволила художникам создавать пейзажную живопись максимально реалистично и живо. 

Пейзаж обычно представляет собой изображение открытого пространства. Основой его могут служить вода, горная или равнинная местность, растительность, строения и даже звёзды и космос, опционально современный художник может включать туда изображения животных, людей, но они не становятся основными элементами. 

В зависимости от мотива пейзажная живопись подразделяется на виды и подвиды.

Виды пейзажей. 

1. Природный. Характеризуется изображением спокойной, благостной природы, а также детальной прорисовкой элементов: ветви деревьев, переливы ручьёв, травинки, облака. Воздух, пространство, перспектива − главные герои на полотнах этого жанра. К нему относится горный, равнинный, лесной пейзажи. Картина Ивана Шишкина «Утро в сосновом бору» − ярчайше иллюстрирует этот вид пейзажной живописи. 

2. Сельский (деревенский, пастораль). На нём изображается крестьянский быт, сбор урожая, домашний скот, бескрайние поля и луга, церкви и сельские избы, мельницы, кузни, пасека. Покой, безмятежность и простота сельского быта являются неотъемлемой частью живописи русских художников-пейзажистов конца XIX - начала XX века. Вдохновлённые простой и лирической красотой русской деревни, такие великие художники пейзажной живописи, как Саврасов, Шишкин, Левитан, Рерих создали свои самые знаменитые шедевры. 

3. Морской (марина, маринизм). Море – живой источник вдохновения для целой плеяды известнейших художников. Говоря о морских пейзажах нельзя не упомянуть знаменитого русского художника-мариниста Ивана Айвазовского. Его картины являются ярчайшими образцами жанра: корабль в штормящем море, бьющие о скалы волны, морской берег в лунном свете, залив у приморского городка, песчаный пляж, порт, сошедшие на землю моряки. «Буря на море ночью», «Девятый вал», «Неаполитанский залив» - яркие примеры морских пейзажей. 

4. Архитектурный. Архитектурный пейзаж изображает здания и сооружения различного типа: дома, мосты, дворцы, храмы, крепости, колоннады – в целом, все виды монументальных строений (кроме индустриальных), созданных руками человека. На картинах этого жанра могут быть изображены как отдельные здания, так и целые улицы. Чаще всего художники писали памятники архитектуры. 

 

5. Ведута. Подвид архитектурного пейзажа, при котором на картинах выписывается городской пейзаж в виде панорамы с тщательным соблюдением пропорций и масштаба. Был популярен в Венеции в начале XVIII века, потому огромное количество картин представляли собой изображения каналов и улочек Города, стоящего на воде. 

6. Городской (урбанистический). На нём можно увидеть как целые улицы, так и открытые кафе, яркие вывески, фонтаны, арки, плотный поток машин и людей – всё, с чем может быть связана в нашем воображении обычная городская жизнь. Яркий пример – пейзажи маслом, относящийся к живописи относительно современного художника Константина Коровина «Бастилия» 1928г., «Ночной Париж», 1920г. Урбанистический поджанр представляет собой изображения высотных зданий и мегаполисов. Художники пейзажной живописи вдохновляются также и высокими технологиями, используют необычные ракурсы, техники и приёмы рисования. Их вы можете наблюдать в картинах Джереми Манна и Валерио Д'Оспино. 

7. Парковый. Красота природы в местах отдыха. Парки, скверы, сады, фонтанные комплексы, дорожки и аллеи являются центровыми «персонажами» в пейзажах этого типа. Примеры: Алексей Мартынов «Царскосельский парк», Архип Куинджи «Солнечный свет в парке», Иван Шишкин «В парке». 

 

8. Индустриальный. Развился, как самостоятельный жанр во время расцвета социализма. Художников вдохновлял стремительный процесс развития промышленности. Объектами для изображения становились заводы, железные дороги, фабрики, электростанции, вышки, тяжелая техника и прочие. В этом жанре работало множество советских живописцев, т.к. картины, как и искусство в целом, были одним из элементов пропаганды. Яркими примерами жанра можно назвать картины: Клод Моне «Угольщики», 1875 г., «Транспорт налаживается» Борис Яковлев, 1923 г., «Азот» нашей современницы Лукии Муриной. 

09. Голландский. Для них характерен приглушённый колорит, особая цветовая гамма, близкая к естественным оттенкам природы. В отличие от идеалистического изображения природных мотивов в реализме, «голландцы» передают скромную и очень сдержанную колористику, характерную для Голландии – родине жанра. 

10. Романтический. Пейзаж с «бунтарским духом». Отличается от других пейзажей некой нарочитостью: буйные волны, бушующее в грозу небо, красные, тревожные закаты. Сюжеты этих пейзажей стремятся поднять зрителя над обыденностью, сделать его частью своего героического мира, вдохновить. Например работы Валерия Шевченко.

11. Интерьерный. Изображает внутреннее убранство интерьеров. 

12. Экстерьерный. «Главным» героем выступает внешний вид помещения. 

13. Исторический. Описывает знаковые события, произошедшие в прошлом, знаменитые природные явления и катастрофы, архитектурные памятники, характерные периоду, передаёт эмоциональное состояние участников события и автора картины. 

 

14. Каприччо (буквально – каприз, прихоть). Пейзаж-фантазия. На нём изображаются архитектурные здания, которых не существует. 

15. Космический. Изображает просторы космоса, планеты, звёзды, миры будущего. 

16. Космополитический. Пользовались большой популярностью в Голландии. На картинах изображались вымышленные пейзажи в итальянском стиле. 

 

По времени года пейзажи подразделяются на весенний, летний, осенний, зимний. Природа в живописи русских художников была прекрасна во все её периоды. А. Саврасов («Грачи прилетели», «Осень», «Ночь», «Зима»), И. Шишкин («Утро в сосновом бору», «Рожь», «На севере диком», «Осень»), И. Левитан («Золотая осень», «Март», «Озеро»), А. Куинджи («Лунная ночь на Днепре», «Берёзовая роща», «После дождя»), И. Репин («Какой простор!», «Абрамцево», «Пейзаж») в разные периоды творчества изображали и оттепель, и снежные морозные дни, и яркое зелёное лето, и яркую, красочную осень.

 

Стили пейзажей и знаменитые художники пейзажной живописи России

1. Реализм. Подавляющее большинство живописцев предпочитает реализм. Несмотря на повсеместное распространение фотографии, этот стиль не теряет актуальности и постоянно развивается: отделение подстиля «гиперреализм» в самостоятельный стиль тому подтверждение. Мастерство современных художников пейзажистов и их гиперреализма поражает воображение: чёткости и прописанность деталей неотличимы от фотографичного изображения, но в картинах этого стиля остаётся «душа» и настроение, которые способно создать только кисть художника. Старые мастера повсеместно использовали приёмы практически полного копирования окружающей среды: в картине Ивана Шишкина «Рожь» чётко выделены отдельные колоски, травинки, полевые цветы, а небо мы точно уже когда-то видели над собственной головой. 

2. Импрессионизм. В импрессионизме использовался особый набор художественных методов: отказ от чётких контуров, отказ от детализации, прорисовки, лессировки, наложение краски густыми крупными энергичными мазками (размеры и способы наложения могли быть самыми разнообразными), отказ от смешивания красок – цвета зачастую брались прямо из тюбика. Во внимание бралась субъективность восприятия художника, а не желание изобразить предмет максимально приближенным к реальности. Импрессионизм в живописи русских художников начался с «Портрета хористки» Константина Коровина и продолжился в пейзажах Валентина Серова «Гурзуф», Александра Герасимова, Игоря Грабаря, Юрия Пименова и многих других. 

3. Абстракционизм. Основателем течения является Василий Кандинский. Этот стиль противопоставлен реализму – он является отражением фантазии художника и порой искажает предметы до полной неузнаваемости и даже абсурда. Например «Сад Мурнау» или «Пейзаж» Кандинского позволяет лишь догадываться о том, что там всё-таки изображено.  

 

4. Сюрреализм. Говоря о сюрреализме невозможно не упомянуть о Сальвадоре Дали. «Пейзаж с таинственными деталями», «Явление Лица Афродиты Книдской в пейзаже» можно считать одними из образцов этого течения. На пейзажах сюрреалистов зачастую отсутствуют характерные для стиля объекты: горы, реки, леса. Данная живопись – это отражение внутреннего мира, снов, фантазий живописца. Ежедневно просматривая одну и ту же картину жанра можно находить на ней всё новые и новые смыслы и детали. В современное время сюрреализм всё чаще переходит в цифровую живопись. Яркими представителями русского сюрреализма являются Николай Акимов, Павел Челищев, Владимир Куш, Алексей Фишгот, Михаил Хохлачёв и т.д. 

Пейзажная живопись русских художников известна во всём мире. Русская земля подарила миру множество великих имён: Василий Поленов, Исаак Левитан, Иван Шишкин, Алексей Саврасов, Архип Куинджи – это лишь крохотный список художников, воспевших красоту родной страны в своих пейзажах.




Комментарии
Комментарии загружаются. Пожалуйста, подождите...
Читайте также
Он в коллекцию мою попадать не хочет
Он в коллекцию мою попадать не хочет

«Жук» Иль Кабакова стал самым дорогим когда-либо проданным произведением современного (а также поныне здравствующего) российского худож...

Секреты хорошего портрета
Секреты хорошего портрета

Портрет – наверное, самый популярный жанр и в живописи, и в рисунке. Но не сказать, что самый простой. Задач у портретиста через край. Что мо...

Как выбрать акварельные краски?
Как выбрать акварельные краски?

Наверняка вы видели завораживающие картины, написанные акварелью. Эта чудесная техника, использующая акварельные краски, достаточно сложн...

Сущность живописи Матисса
Сущность живописи Матисса

Художник-революционер использует новые цветовые сочетания, новые стили, но не теряет уважения к основам, и в конечном итоге привносит новое звучани...

Самая дорогая акварель
Самая дорогая акварель

Кажется, будто бы акварель незаслуженно считают недооценённой. И правда, из-за обилия масляной живописи она будто бы теряется. Но на самом деле, эт...

Первые шаги в граффити
Первые шаги в граффити

Хотите научиться граффити? Нет ничего проще!

Вам необходимо запастись следующими вещами:

— Бумага для рисования ...

Как выбрать уголь для живописи
Как выбрать уголь для живописи

Уголь для рисования — пожалуй, один из самых древних инструментов художников. С помощью такого незатейливого материала можно создать произвед...

Рембрандт и шестнадцать мушкетеров
Рембрандт и шестнадцать мушкетеров

Вандалы вырезали кусок холста, нанесли десяток ударов ножом и даже поливали полотно серной кислотой. Для чего?

Не пропустите!

ТОП прошлой недели

Популярные картины прошлой недели!

Победитель конкурса "Картина дня"

Посмотрите, какая картина победила сегодня!

Нравится ли вам оформление этой картины?

Анонимное голосование.
Оцениваем исполнение и подачу: качество фото, наличие посторонних предметов.


Впервые здесь?
Помощь по сайту