«Карандаш» в переводе с тюркского означает «черный камень». Слово древнее, но история самого современного карандаша насчитывает всего пару столетий.
До карандаша художники исхитрялись как могли: рисовали медными трубочками, оловянными палочками, серебряной проволокой… Вряд ли сейчас у многих хватит терпения пользоваться таким инструментом (хотя бы потому, что изготовить такой придется самостоятельно).
Изобретение карандаша
Официально годом изобретения грифельного карандаша считается 1794-й. Хотя первый «прототип» появился раньше – в XIV веке. Тогда это был стержень из черного сланца – в то время предположительно и зародилось название нашего любимого инструмента. Позднее аналогичные стерженьки стали делать из порошка, получаемого путем сжигания костей животных, в качестве связующего вещества используя растительный клей. Этот вариант позволял рисовать более «жирные» и насыщенные линии. Именно таким карандашом пользовался, например, Тициан, да и другие венецианские мастера. Еще позже люди научились обрабатывать древесный уголь.
Графит был открыт в XVI веке в Англии местными пастухами. Обнаружив в земле залежи непонятного темного материала, они догадались метить им овец. Тогдашние иссследователи поначалу решили, что наткнулись на месторождение свинца, и увлеченно принялись его раскапывать. Тут их ждало разочарование, но зато они догадались наделать из графита палочек для рисования. Такой грифель был мягким и пачкающимся, а потому по удобству использования мало отличался от угля, сангины и других мягких материалов – руки пачкал нещадно, и, например, написать читаемый текст им было нельзя.
Помещать карандаш в деревянный корпус догадались в конце XVI века, но популярностью нововведение долго не пользовалось, и по весьма прозаической причине. Ушлые коммерсанты были и тогда, и такие немецкие выдумщики «изобрели» более дешевый вариант графита, разбавленного клеем и серой. Качество нового материала оставляло желать лучшего, и покупать его никто не хотел. Тогда-то ловкачи и додумались «упаковывать» грифель в дерево, а на концах закреплять по кусочку хорошего графита. Впрочем, покупатели хитрость раскусили и такие карандаши популярными так и не стали. Зато осталась хорошая идея, которая ждала своего часа.
Наконец!..
В 1761 году немецкий столяр Каспар Фабер разработал способ укрепления графита смолой и смог наладить поточное производство (именно тогда и зародилась знаменитая компания Faber-Castell, использовавшая технологию Фабера). А в XVIII веке уже появились стержни, похожие на современные: они разбавлялись глиной, количество которой влияло на твердость грифеля. Современный же вариант карандаша, состоящий из усовершенствованного грифеля, заключенного в деревянный корпус, изобрел французский учёный Никола Жак Конте. А граф Лотар фон Фаберкастл – владелец той самой фабрики – усовершенствовал форму карандаша, предложив его шестигранную форму.
Разумеется, в наше время карандаши есть и металлические, и механические, и химические, любых цветов и размеров. Но большинству художников до сих пор мил старый добрый простой деревянный карандаш, подаренный человечеству старинными изобретателями.
Минутка юмора: