Самый важный для живописи инструмент – кисть – пришел к нам из Древнего Китая. Правда, изначально главным ее предназначением было написание иероглифов, а не картин.
Кисти были как дорогими – из шерсти соболя и лисицы, так и дешевыми – из кошачьей или крысиной шерсти. Но, независимо от стоимости, владела кистями – как и умением обращаться с ними – лишь образованная знать.
Основание кисти делалось из бамбука и инкрустировалось драгоценными камнями и металлами, покрывалось эмалью и вообще всячески украшалось.
Изобретение кисти преобразило китайскую письменность до неузнаваемости: из скопления угловатых закорючек она превратилась в вид элитарного искусства, который глубоко почитается в странах Азии и по сей день. В Европе каллиграфия никогда не занимала столь почетного места – во многом это связано с тем, что здесь для письма изначально использовали перья.
Появлению кисти обязано своим возникновением и само искусство живописи. Как и каллиграфия, это занятие было привилегией высшей знати.
Сама история возникновения кисти насчитывает более трех тысяч лет. Первые живописные творения выполнялись на панцирях черепах и бычьих лопатках. Позднее в том же Древнем Китае была изобретена бумага (о ее истории мы поговорим в одной из следующих публикаций), и новые шедевры создавались уже на ней. И лишь намного, намного позже «рецепты» изготовления этих чудесных вещей дошли до Европы и получили там самое широкое распространение!